ДОЛОЙ ВОДОПРОВОД!
В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих иностранных журналов: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft" (Германия), "Discovering Archaeology", "Nutri-News", "Popular Science" (США), "Ciel et Espace", "Historia", "Revue du Palais de la Decouverte" и "Sciences et Avenir" (Франция).
В 1988 году в Нью-Дели (Индия) с большой помпой открыли мусоросжигательный завод, способный ежедневно уничтожать 300 тонн мусора, вырабатывая 4 мегаватта электроэнергии. В дальнейшем такие же заводы намеревались построить по всей стране, что позволило бы решить в Индии проблему городских отходов. Однако завод простоял без дела четыре года, а потом был демонтирован, не дав ни одного киловатта электроэнергии. В чем дело? Ни индийское правительство, ни датская фирма, спроектировавшая и построившая завод, не учли, что в городе около восьми тысяч профессиональных мусорщиков. Они систематически прочесывают городские помойки и свалки, выбирая все мало-мальски пригодное для того или иного использования. Древесные отходы они продают на топливо или как стройматериал, из пластмассовых отходов что-то мастерят, старую одежду стирают и чинят... Словом, все идет в дело. В результате в городских отходах почти не остается горючих материалов, одни гнилые овощи и фрукты да помои. Для завода просто не оказалось сырья.
"Мы поняли, что техника сама по себе не может разрешить проблемы общества", - говорит Валангиман Рамамурти, министр науки и техники Индии. "Основанные на научных достижениях инновации мало способствуют развитию страны, если они не кажутся народу социально приемлемыми и не встраиваются в устоявшуюся систему культуры".
Индия - страна многонациональная и очень разнообразная по множеству культур и социальных слоев. То, что кажется замечательным одной группе общества, возмущает другую.
В некоторые индийские села Раджастхана провели водопровод. Казалось бы, что можно иметь против такого блага цивилизации? Однако деревенские девушки ополчились против этого удобства: ломают краны, вентили, трубы. Оказывается, появление воды в хижине уничтожило всю их личную жизнь. Доставка воды из удаленного колодца или источника - традиционная домашняя обязанность деревенских девушек. По дороге и у колодца они общаются с парнями и подружками, обсуждают новости, присматривают женихов. Вдобавок мать, видя, что теперь девочка полдня сидит без дела, непременно найдет для нее какое-нибудь другое занятие, поэтому жизнь девушек стала тяжелее.
Но мусоросжигательный завод и водопровод - все же плоды чуждой западной цивилизации (хотя в древности индийцы создали свой водопровод - см. "Наука и жизнь" № 6, 1999 г.). Однако зачастую не находят применения и свои, местные изобретения.
Никаких результатов не принесли три года попыток усовершенствовать очень распространенные в Индии велосипеды рикш. Это основной вид транспорта для миллионов индийцев. Велосипедные тележки появились здесь впервые около 70 лет назад и нашли широкое применение. Лет двадцать назад пытались ввести моторизованную версию, но моторикши не получили распространения, так как для вождения такого полугрузового мопеда надо было изучить правила уличного движения, получить права и научиться элементарным приемам ухода за двигателем.
Изобретатель Амитабха Гхош, ныне - директор Индийского технологического института в городе Харагпуре, разработал новую систему тормозов для велорикш, в которой энергия, потерянная при торможении, накапливается в системе пружин и потом используется при старте с места, подталкивая велотележку. Этот рекуперационный тормоз позволяет рикше затрачивать на 44% меньше сил, чем на обычном велосипеде, а в целом на протяжении дня расход энергии сокращается на 38%. Несмотря на явные преимущества, эта конструкция не завоевала популярности. Дело в том, говорит изобретатель, что рикши, как правило, не являются владельцами своих велосипедов, они - наемные работники, арендующие транспортное средство у владельца более или менее крупного "велосипедного парка", который сам по улицам не ездит, а живет тем, что сдает свои машины в аренду беднякам. Однако на снабжение новым тормозом одной велоколяски требуется порядка 60 долларов. А владельцы машин не намерены тратить такие деньги на охрану сил и здоровья своих работников - на улице полно безработных бедняков, мечтающих стать рикшами.
В городе Агра усилия Министерства науки и техники ввести другую велосипедную новинку для рикш окончились тем, что владельцы велосипедов, опасаясь конкуренции, просто уничтожили два образца, присланные в город для демонстрации.
Не имел большого успеха и усовершенствованный
ручной ткацкий станок, разработанный Санджаем Шарма. Легкая стальная рама
вместо тяжелой деревянной и маховик, позволяющий на 60% повысить производительность
труда ткача, - основные усовершенствования. Но стоимость нового станка
- 354 доллара - делает его доступным разве что для кооперативов, но не
для миллионов бедных ткачей, работающих дома на деревянных ткацких станах,
передававшихся из поколения в поколение уже столетиями. За восемь лет были
проданы только 20 тысяч усовершенствованных станков.
"Дело, - говорит Шарма, - не только в
стоимости. Важный барьер - традиции. Пусть старый станок громоздок, тяжел
в работе, но ведь на нем трудился еще
прадедушка..."
Мрамор шедевра архитектуры Тадж-Махал желтеет и разрушается от кислотных дождей, несущих соединения серы. Дожди становятся кислыми от дыма 170 мелких металлургических предприятий, находящихся в окрестностях. Дым образуется от сжигания угля, содержащего серу. Уже четверть века назад инженеры предложили заменить традиционные угольные печи газовыми, но владельцы отказались. А теперь их обязал к этому Верховный суд, но итог всех усилий еще не ясен. Переоборудование одной вагранки стоит ни много ни мало 30 000 долларов, но не это главное. Знающие люди признают, что переход на газ уменьшит возможности увиливания от налогов, так как газ поставляется централизованно, по трубам, и его расход подсчитывается запломбированными счетчиками. По данным счетчиков нетрудно рассчитать общее производство металла, и налоги значительно повысятся.
Не только индийцам свойственно неприятие новинок. Китаянка, переселившаяся в США, покупая курятину в магазине, вздыхает: "У вас в Америке торгуют несвежими продуктами!" После расспросов выясняется, что на ее родине кур продают только в самом свежем - живом виде (нет холодильников).
Нельзя не вспомнить и европейскую историю с восстаниями ткачей и движением луддитов.
Вывод: если вы хотите внести в жизнь людей какие-то новшества, пусть даже такие полезные, как водопровод или холодильник, потрудитесь сначала четко объяснить народу, зачем, что и как вы намерены делать, а также подумайте о тех, кто останется обиженным нововведениями и будет нуждаться в какой-то компенсации, - такие люди найдутся в любом случае.
Читайте в любое время