ПЕРВАЯ ЭЛЕКТРОЧАСОВАЯ СТАНЦИЯ МОСКВЫ

Т. ФОКИНА, научный сотрудник Политехнического музея.

Третьего апреля 1912 года в Москве начались работы по размещению принципиально новых часов для общественного пользования - электрических. Об этом уже на следующий день сообщили газеты. Например, в "Московском листке" от 4 апреля 1912 года писали: "На трамвайных линиях нововведение: в наиболее оживленных пунктах города, на площадях и людных перекрестках, устанавливаются часы. В ночное время часы, укрепленные на фонарных столбах, будут освещаться электричеством. Таких часов предполагается установить 50 штук".

Первая электрочасовая станция Москвы - экспонат политехнического музея.
Городские электрические часы на Елоховской (ныне Спартаковской) улице Москвы. Февраль 1917 года.

Первые упоминания об электрических часах относятся к 1830 году и связаны с именем профессора физики Веронского университета итальянца Замбони. В России в 1839 году над созданием электрических часов работал К. А. Штейнгель.

В России с 1863 года точное время из Пулковской обсерватории раз в неделю передавалось в Главную петербургскую телеграфную контору, в 1866 году к этой системе подключили часы петербургского окружного суда и Петропавловской крепости. Но это были часы для учреждений, не для горожан.

В Москве первые упоминания об установке электрических городских часов относятся к 1886 году. В Центральном государственном историческом архиве хранятся два документа - прошение купца второй гильдии В. К. Ги на имя Московского губернатора князя Долгорукова и рапорт обер-полицмейстера Московскому генерал-губернатору. В прошении от 14 марта 1886 года сказано: "... стремясь познакомить московскую публику с новой системой электрических часов... обращаюсь к Вашему сиятельству... с просьбой разрешить мне провести проволоку из конторы моей, находящейся в Черкасском переулке, в отделение мое на Софийской улице, а оттуда через пассаж Попова на Кузнецкий мост, в каковых местах поручили мне установить электрические часы". Канцелярия генерал-губернатора направила прошение обер-полицмейстеру, который в рапорте от 1 апреля 1886 года сообщил князю Долгорукову, "что, так как купец Ги и в нравственном и политическом отношении благонадежен, то к удовлетворению настоящего ходатайства препятствий не встречается, но чтобы проволока проходила по крышам домов и не мешала другим проводникам, о чем ему следует войти в соглашение с управляющим общества телефонов".

Однако, вошел ли купец Ги в соглашение с телефонной компанией, установил он часы или нет - неизвестно... Достоверно знаем только, что городская управа в порядке благоустройства Москвы разместила по городу электрические часы в 1912 году.

В Политехническом музее хранится уникальный экспонат: первая электрочасовая станция Москвы, которая с 1912 по 1975 год управляла работой всех городских часов. Инженер Н. Н. Кокушин в своей книге, изданной в 1913 году, писал: "Полгода тому назад по всей Москве установлено большое количество (138) электрических часов, преимущественно на трамвайных остановках. Таким образом, Москва приблизилась к Парижу, где электрические часы установлены чуть ли не на каждом фонарном столбе".

Принципиальное отличие электрических часов от обычных башенных в том, что на столбах располагают так называемые "вторичные" часы. Они связаны с главными первичными часами станции электрической двухпроводной линией. По проводам подаются электрические импульсы, и стрелки всех часов города одновременно перескакивают каждую минуту на одно деление.

Электрочасовая станция Москвы была изготовлена фирмой "Сименс и Гальске", основанной 12 октября 1847 года Вернером Сименсом в Берлине, крупнейшим производителем электротехнического оборудования в мире. С 1854 года в России работал один из филиалов фирмы, в котором московская городская Дума и закупила оборудование. Станцию установили в подвале Думы (ныне Музей им. В. И. Ленина) и передали в ведение трамвайного депо Москвы.

В комплект электрочасовой станции входят двое напольных первичных (независимых) часов и мраморный щит с контрольными вторичными (зависимыми) часами, реле, колодками предохранителей, звонками, кнопками управления.

Первичные часы - основные и резервные - работают постоянно и согласованно, вырабатывая управляющие импульсы. Если основные часы остановятся, станция автоматически переключится на резервные. При обрыве линии все вторичные часы города останавливаются. После ремонта их одновременно подводят на точное время. Для этого вручную быстро качают маятник часов станции. Тогда происходит интересное явление: стрелки на всех часах Москвы начинают быстро передвигаться, пока не покажут верного времени.

К 70-м годам в городе действовало около 300 вторичных часов, многие из которых работали с начала века, а новые часы копировали старые образцы. Все они управлялись по воздушным проводным линиям. Общая протяженность их достигала 450 км. Теперь станции управления часами больше похожи на сложные радиоэлектронные устройства, чем на часовые механизмы. Тем ценнее, что первые конструкции электрочасовых систем можно сегодня увидеть в экспозиции одного из старейших технических музеев мира - Политехнического музея Москвы.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки