ЗЕРКАЛКИ ФИРМЫ "МИНОЛЬТА"
Рассмотрим особенности зеркальных фотоаппаратов и их объективов на примере камер фирмы "Минольта", одного из крупнейших изготовителей фотоаппаратуры и объективов.
В настоящее время "Минольта" выпускает девять моделей автофокусных зеркалок и две с ручной наводкой на резкость. Часть из них можно отнести к профессиональным.
Рост требований к качеству полиграфической продукции в последние годы повысил требования к профессиональной фотоаппаратуре. Чтобы получить изображение высокого качества, профессионалу приходится снимать на малочувствительную пленку высокой разрешающей способности, используя светосильные объективы, прибегать к подсветке сюжета вспышкой, и не одной. Большинство фирм выпускает профессиональную малоформатную аппаратуру без вспышек, поскольку она увеличивает размер камеры и ее вес. Тем не менее "Минольта" нашла возможность встраивать вспышки в свои камеры. В этом - одно из основных отличий камер фирмы от фотоаппаратов других производителей.
Камера модели "404" может удовлетворить едва ли не всех - от начинающего любителя до профессионала, нуждающегося во второй зеркалке. Она занимает промежуточное положение между профессиональными и любительскими фотоаппаратами и для такой категории камер отличается крайне малым весом - всего лишь 350 граммов. Интересная особенность есть у камеры "700". Программы для нее записываются на чипах, которые вставляются в камеру перед работой. Это позволило увеличить общее число программ до 18. Модели "300" и "500" удобны для начинающих фотографов.
Определение экспозиции, режимы работы фокусировки и систем автоматической наводки на резкость у камер "Минольты" схожи. Качество изображения разных моделей одинаково, поскольку они используют одни и те же объективы.
Все аппараты измеряют экспозицию по свету, прошедшему через объектив (ТТЛ), но при цветной съемке сюжетов с большим контрастом, с особо правильной цветопередачей, репродукционных работ лучшие результаты порой дает ручной экспонометр. Следует пользоваться экспонометрами и анализаторами цвета, выпускаемыми "Минольтой".
Экспозиция у камер замеряется с помощью многозонной, так называемой сотовой системы измерения. У отдельных моделей число зон достигает 14, они занимают центральную часть кадра. В зависимости от способа измерения используются сразу все зоны или только их часть, менее 3% от площади всего кадра. Второй способ применяется в основном при съемке особоконтрастных сюжетов и для определения поправок к экспозиции, определенной другими методами. В разных моделях "Минольты" он может быть включен постоянно или только на одно измерение, после которого камера переключится в другой режим. Найденное значение можно ввести в память камеры и сравнить его со следующим измерением, упростив определение контраста.
При интегральном замере используются все сектора. Но у камеры "Минольта-700si" 80% от найденного значения дают три центральных сектора. Большое количество секторов позволило у модели "800si" ввести "экспертную" программу измерения экспозиции. Камера измеряет яркость во всех секторах, учитывает ее распределение внутри сюжета, расстояние до предмета, по которому производится фокусировка, его движение и т. д. Это избавляет владельца "Минольты" от необходимости вручную вводить поправку в экспозицию, обычно отрабатываемую, скажем, при съемке пейзажа с ярко-белыми облаками.
Подбор пары диафрагма - выдержка для разных сюжетов осуществляется по одним и тем же принципам. Поэтому у многих камер "Минольты" имеются программы для типичных ситуаций: "портрет", "пейзаж", "макросъемка", "спорт". В режиме "ночной портрет" или "ночной пейзаж" камера производит недодержку заднего плана, а, если съемка ведется без вспышки, то и переднего. Если выдержка оказывается слишком длинной и появляется опасность потери резкости из-за дрожания аппарата, "Минольта" предупреждает о необходимости снимать со штатива.
Кроме перечисленных программ, почти все камеры "Минольты" позволяют снимать с приоритетом выдержки или диафрагмы и с ручной их установкой. В этом случае большую помощь оказывает индикатор отклонения экспозиции от значения, замеренного камерой. Индикатор виден в видоискателе и на наружном дисплее; по его показаниям можно судить о тональности будущего снимка.
Выдержки до 30 секунд камеры "Минольты" определяют и отрабатывают автоматически, а более длительные вручную.
В сложных условиях (а ими могут оказаться даже обычные съемки солнечного заката) более надежные результаты получаются с помощью экспозиционной "вилки" - серии от трех до семи кадров со своей экспозиционной разницей в каждой. Применяется такой способ в основном при работе с цветными обращаемыми пленками, которые требуют более точного определения выдержки.
Удобны и камеры, у которых после кадра, снятого с определенной автоматикой экспозицией, следует кадр с недодержкой, а затем с передержкой. Это упрощает разбор слайдов и ускоряет приобретение опыта. Такой режим имеет "Минольта-700si". Снимая с помощью "вилки", фотограф накапливает опыт и чувствует потребность внести поправку в экспозицию. Поэтому у всех моделей "Минольты" предусмотрена ее ручная коррекция.
Если съемка ведется по одной из программ, встроенная вспышка "Минольты" при недостатке освещения и при съемке против света для подсветки теней включается автоматически. Но включать и отключать ее можно и вручную. Для исключения эффекта "красных глаз" у вспышки предусмотрено излучение небольшого импульса света перед основным.
Затвор у всех камер "Минольты" шторно-щелевой, с минимальной выдержкой у модели "9" - до 1/12000 секунды. Кадр открывается полностью при выдержках не короче 1/300 секунды - это не позволяет использовать подсветку вспышкой при очень ярком освещении. Для таких случаев потребуются приставная вспышка "5400 HS", выпускаемая самой "Минольтой", и блок дистанционного управления, который присоединяется к гнезду на камере и имеет контакт для синхрокабеля студийных вспышек.
Рефлекторы вспышек автоматически изменяют угол излучения света в зависимости от фокусного расстояния объектива. Длину хорошо освещенного пространства определяет ведущее число вспышки, которое, например, у камеры "Минольта-700si" для объектива 24 мм составляет 14, а для объектива 80 мм - 20.
Кроме вспышек в камеры "Минольта" встраивается источник инфракрасного излучения, который проецирует на снимаемый предмет марку - геометрическую фигуру, по которой камера наводит на резкость при недостаточном освещении и при съемке малоконтрастных сюжетов.
Наводка на резкость производится автоматически или вручную, глубину резкости контролируют по изображению на экране камеры при нажатой кнопке репетитора диафрагмы. Преимущество моделей "Минольта" с несколькими датчиками фокуса - простота съемки быстро перемещающихся предметов.
Если в поле зрения датчиков попадает сразу несколько предметов, камера производит анализ с учетом экспозиции по каждому и выбирает главный. Можно воспользоваться любым датчиком: камера высвечивает на экране видоискателя тот, по которому наводит на резкость. Обычно они располагаются на расстоянии около трети от края, около линий "золотого сечения". Это упрощает съемку многих сюжетов, особенно интерьера и небольших групп людей.
При съемке движущихся предметов камера автоматически переходит от обычной фокусировки к следящей. При обычной наводке "резкость" запоминается до окончания нажатия на спусковую кнопку. Такой способ удобен, например, при съемке неподвижных сюжетов - портретов, ландшафтов. При съемке движущихся предметов камера учтет их направление и скорость. Чтобы подчеркнуть динамику сюжета, этот режим можно отключить и "смазать" движущийся объект.
Камеры "Минольта" с четырьмя датчиками имеют интересную особенность. При съемке вертикальных кадров, когда приходится поворачивать камеру длинной стороной кадра вверх, боковой датчик автоматически отключается. Для такой съемки удобно воспользоваться фирменным приставным держателем батарей с дополнительными кнопками, дублирующими спуск затвора и другие функции.
Камеры позволяют одним нажатием спусковой кнопки делать серию снимков. Максимальная частота съемки зависит от модели "Минольты" и составляет не менее трех кадров в секунду. У всех камер предусмотрено отключение протяжки пленки, что позволяет снимать несколько раз на один кадр. Имеется также автоспуск с задержкой примерно на 10 секунд для съемки на длинных выдержках со штатива без тросика.
При съемке в сумерках нелегко установить дополнительное освещение. Но задачу можно упростить, если воспользоваться фирменной приставной вспышкой "5400 HS". Она может излучать постоянный свет, правда, не очень большой интенсивности, 4 секунды. Этого достаточно, чтобы установить свет при макросъемке и съемке крупным планом. Чтобы увидеть, как лягут тени на лицо при портретной съемке, достаточно включить вспышку на одну секунду. Это сильно экономит источник питания.
У некоторых камер "Минольты" предусмотрены индивидуальные установки режимов. Например, у модели "800si" их 16. Положим, вы сами проявляете пленку, и будет удобнее, если камера при обратной перемотке пленки в кассету оставит небольшой ее кусочек снаружи. Команда для этого вводится в память камеры. Счетчик кадров можно установить на число оставшихся или уже снятых кадров и т. д.
Чтобы запомнить, при каких условиях был снят тот или иной кадр, у камеры "Минольта-800si" можно ввести данные съемки в память. В ней сохраняются сведения о девяти пленках, причем увеличенной длины - по 40 кадров каждая. В память можно ввести и типовые команды. Всего камера "Минольта" может запомнить до 10 режимов съемки и экспозиционных поправок.
У "Минольты-800si" есть режим со спуском затвора "от глаза". Достаточно поднести ее к глазам и сразу нажать на спуск: датчики моментально включат фокусировку и измерение экспозиции. Подобный режим позволяет производить мгновенную съемку - достаточно лишь заметить, что требуется снять.
К своим камерам "Минольта" выпускает довольно много различных приспособлений, от угловых насадок к видоискателям до всевозможных репродукционных стоек, от пультов дистанционного управления до чехлов к фотоаппаратам с повышенной звуко- и теплоизоляцией, от специальных объективов для микросъемки до сканеров с высокой разрешающей способностью для цифровой обработки негативов и слайдов.
См. в номере на ту же тему
А. ВОЛГИН - Зеркалки - не только для фотолюбителей.
Читайте в любое время