Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ТУННЕЛЬ ЛОНДОНСКОЙ ПОДЗЕМКИ СНАЧАЛА ПРОЕКТИРОВАЛСЯ ДЛЯ ПЕТЕРБУРГА

В. ПИКУЛЬ. Предвестники Московского метро. "Метро" №№ 3-4, 1995. В. ПИКУЛЬ. Проекты подземных дорог старого Петербурга. "Метро" № 6, 1995.

Принцип действия проходческого щита Брюнеля сохранился и в самом современном оборудовании. В 1868 году в состав лондонской подземки был включен новый участок. В него вошел действующий подводный туннель под Темзой. Построенный за 26 лет до этого, он был существенно старше всего лишь пятилетнего по возрасту метрополитена.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Любопытно, однако, что проект этого подводного туннеля создавался поначалу вовсе не для Лондона, а для Санкт-Петербурга, то есть не для Темзы, а для Невы. При этом договор на его разработку заключал с его автором - Марком Брюнелем - сам русский царь Александр I. Ему, посетившему в 1814 году Лондон, был представлен французский эмигрант и военный инженер, член Лондонского королевского общества Марк Изамбар Брюнель, и задумавший благоустроить свою столицу царь предложил ему соединить Васильевский остров с Адмиралтейской стороной.

В начале 20-х годов Брюнель представил готовый проект и даже в двух вариантах: мостовом и туннельном, поскольку предполагал, что опоры моста могут при ледоходе разрушаться. Но строительство туннеля в Петербурге так и не началось: в 1825 году Александр I умер, а пришедшему ему на смену Николаю I было не до того. И тогда Брюнель, оставшись в Лондоне и получив поддержку герцога Веллингтонского, переработал свой проект для Темзы, которая, как оказалось, во многом сходна с Невой.

Пригодилось для строительства туннеля под Темзой и оборудование, изобретенное еще для Петербурга, - первый в мире туннелепроходческий щит. В передней его части располагался поворотный диск с винтовой поверхностью, внешне напоминавший щит древнего воина (отсюда и название). Вращаясь, этот диск резал грунт и таким образом продвигался вперед. И поныне в самых современных проходческих щитах сохранен тот же самый принцип действия.

А туннель в Лондоне строился 17 лет, и трудности при его строительстве возникали чрезвычайные. Какими бы оказались они под Невой, так и осталось неизвестным.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки