ЭЛЕКТРОННОЕ ШОУ CES-2007 В ЛАС-ВЕГАСЕ АВТОМОБИЛЬНАЯ НАЧИНКА

Рассказывает специальный корреспондент журнала "Наука и жизнь" инженер В. МЕРКУЛОВ.

В этом номере мы познакомимся с экспонатами северного зала выставочного комплекса CES-2007.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
В северном зале выставки в день ее открытия. Январь 2007 года.
Размножитель для подключения радиоаппаратуры к розетке прикуривателя.
Цифровой комплект аппаратуры для громкоговорящей связи и спикерофон.
Раньше и теперь...
TV в салоне. Год 1941-й и 2007-й.
Варианты размещения LCD-экранов в салоне и снаружи.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Внедорожник с антенной, тюнером и телевизором для спутникового TV.
Примеры установки сабвуферов.
Нижнее фото: "продвинутая" акустическая система внедорожника "Hummer".
DVD-плееры китайской компании "Zhunai".
ПК во внедорожнике.
Компьютер смонтирован под передним сиденьем пассажира.
"CarPuter" компании "VeaLink", установленный в автомобиле.
С музыкой на сон грядущий.
Казино в автомобиле "шевроле".
Чайный домик в легковушке ВАЗ-2109.

В нем традиционно представлена автомобильная начинка - все, что можно увидеть в салоне современного автомобиля.

Экспозиция производит на посетителей ошеломляющее впечатление оригинальностью и блеском в поиске свежих идей по внедрению в автомобиль новейших электронных цифровых наработок.

Подобных тематических показов на аналогичных выставках в других странах видеть не приходилось. Проводимые по всему миру в больших городах международные автосалоны, как правило, ориентируются на повышенный интерес посетителей к дизайну последних моделей автомобилей, их основным тактико-техническим характеристикам. А что касается электронно-медийной начинки салона, то демонстрируют в основном штатные наборы радиоаппаратуры, рассчитанные на массовый спрос и умеренный вкус. И лишь иногда устраивают смотрины новинок, встроенных энтузиастами в салоны собственных авто.

Здесь же все оригинальные изделия разработаны инженерами и мастеровыми людьми, технически неординарно мыслящими, хорошо знакомыми с физикой работы блоков и узлов электрорадиоаппаратуры. Они оказались способными сначала спроектировать, а затем практически реализовать устройство применительно к любой конкретной модели автомобиля, оперируя в основном серийно выпускаемыми элементами компоновки (например, жидкокристаллическими экранами или электродинамическими головками). Однако благодаря монтажу и программированию сумели найти этим элементам новое, подчас совершенно неожиданное применение. Более 200 больших и малых компаний - известных и малоизвестных, а также отдельные энтузиасты внедрения новейшей электроники представили свои экспонаты. Ряд из них был все-таки излишне "напичкан" радиоаппаратурой: инженеры-инсталляторы демонстрировали таким образом возможности техники и собственную квалификацию. Нелишне отметить, что уровень подготовки и опыт работы российских инженеров вполне достаточны для претворения в отечественных условиях многих идей с выставки. Некоторые из них изложены ниже.

МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

Радиостанциями в автомобиле начали пользоваться уже в 1919 году (см. "Наука и жизнь" № 1, 2007 г.). Их назвали тогда авторадиотелефонами. Мобильная телефония в сегодняшнем виде появилась лишь в 1973 году. В связи с тем, что во многих странах, в том числе и в России, водителям было запрещено разговаривать на ходу, прижав телефонную трубку мобильника к уху, в эксплуатации появились легковые автомобили со встроенной аппаратурой и SIM-картой (Subscriber Identification Module), разрешающей подключение к сотовым линиям связи. Стало возможно разговаривать из автомобиля, пользуясь микрофоном, расположенным на передней панели, слушать собеседника через громкоговорители звукового усилителя бортового CD или МР3-плеера. Номер телефона предусмотрено набирать как обычно - нажатием кнопок клавиатуры, или можно пользоваться голосом, перечисляя кодовый порядок цифр вызываемого абонента либо попросту называя его имя или фамилию.

Подобный комплект "Bluetooth Car Kit" (BCK) представила на выставку Тайваньская корпорация "НТК Corporation". Радиокомплект включает в себя все необходимое для громкоговорящей мобильной связи в салоне автомобиля, позволяя водителю и пассажирам во время езды и на стоянке слушать абонентов, не поднимая к уху телефонную трубку или наушники. Он также поддерживает соединения с партнерами Интернета голосовым путем по правилам TTS (text-to-speech), прочитывает текстовые сообщения электронной почты, обеспечивает выход на DTF- (Daily Telefrag) игровые Web-блоки. Электронная память устройства рассчитана на голосовой вызов 500 имен, фамилий, наименований магазинов, отелей, организаций и др.

Взаимодействие мобильного телефонного аппарата с ВСК происходит благодаря беспроводной "Bluetooth"-связи для расстояний не более 10 м на частоте 2,4 ГГц. На экране дисплея отображаются текстовые послания, а также вся информация из памяти. Кроме того, предусмотрено переключение в другие цепи для индикации статичных и движущихся изображений. Еще НТК выпускает миниатюрную модель (134х57х20 мм, 130 г) "спикерофона" с электродинамической головкой, подменяющей собой телефонный капсюль мобильника. Обмен звуковой информацией с "базой" осуществляется также посредством "Bluetooth"-технологии. ВСК может применяться в любом автомобиле; предусмотрена эксплуатация его в офисе и домашних условиях с электропитанием через адаптер от сети 50/60 Гц.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Факт не слишком важный для истории, но первым, по крайней мере в США, вмонтировать телевизионный приемник в легковой автомобиль решился любитель - житель Нью-Йорка в 1941 году. Его телевизор имел экран 7" (18 см) по диагонали, содержал 25 электровакуумных ламп, преобразователь высокого напряжения для питания их анодных цепей и потреблял 25 А тока от дополнительного аккумулятора. Начинать смотреть черно-белые передачи на экране можно было лишь после выключения поджига топлива и полной остановки авто. Расположен телевизор был спереди - понизу под торпедо. Современный жидкокристаллический (LCD) телевизор с экраном, по размеру аналогичным названному выше, от аккумулятора потребляет электроэнергии в 12-15 раз меньше. Примерно равной мощности питания требует LCD TV с диагональю экрана 40" (102 см) - 46" (117 см). Несмотря на бурное развитие телевидения и полупроводниковых технологий, по прошествии десятков лет до сих пор во многих странах установленный в автомобиль телевизионный экран ассоциируется с "особым" статусом владельца, служит своеобразной визитной карточкой его успеха в жизни.

В сегодняшнее время полицейские дорожно-патрульные службы при движении автомобиля разрешают водителю посматривать на телевизионный дисплей, выполняющий служебную функцию, - спутниковый навигатор GPS (см. "Наука и жизнь" №№ 7, 11, 2001 г.; № 10, 2002 г.; № 8, 2005 г.). Благодаря собственной или внешней электронной памяти GPS-навигаторы способны показывать карты местности США, Европы, многих стран Азии, Южной Америки и также множества районов России. Для лучшей ориентировки помимо схем движения в них закладывают фотографии проспектов, улиц, по которым транспорт едет. Схемные решения навигаторов непрерывно совершенствуют, габариты их уменьшают. Например, от тайваньской компании "SpecTec" поступило конкретное предложение уменьшить размеры GPS-навигаторов до формата электронных карт памяти "SecureDigital" (SD).

В последние годы комплект видеоаппаратуры в салоне автомобиля уже не относят к предметам роскоши. Его больше воспринимают как необходимое дополнение, способствующее повышению комфорта, поскольку у многих водителей и пассажиров автомобиль, по существу, занял положение второго дома. Помимо телевизионного приемника второй дом может включать в себя DVD-проигрыватель, видеомагнитофон - ленточный или на "жестком диске" (HDD), игровую приставку, видеокамеры заднего обзора и парковки, приборы ночного видения. Легковые машины с опционными наборами аудио- и видеотехники фирмы поставляют заказчикам на протяжении уже нескольких лет. Для пассажиров устанавливают дополнительные мониторы (см. также "Наука и жизнь" №№ 1, 6, 2002 г.).

Определенная часть американских разработчиков, инсталляторов и потребителей придерживается мнения, что при моделировании современного салона и определении числа отображающих видеопанелей внутри следует исходить из разумной достаточности. На практике это означает - каждому источнику сигнала должен соответствовать свой экран, к которому по желанию "в параллель" подключаются любые другие из получившейся совокупности. Размеры мониторов по диагонали экрана варьируют в пределах от 7" (18 см) до 20" (51 см). Формат изображения соблюдается равным 4:3 или 16:9. Управление телевизором (или монитором плеера DVD) осуществляют как ручками управления, так и с помощью беспроводного пульта, "мыши", а также тактильно - прикосновением пальца к экрану, джойстиком и др. Толщина современных встраиваемых жидкокристаллических дисплеев не превышает толщины книги в 150-200 страниц. "Утонченность" и универсальность позволяют без ущерба для внутреннего объема салона встраивать их, например, в двери, в солнцезащитные козырьки лобового стекла, в откидную крышку потолочного люка и другие места. Если в автомобиль устанавливают крупноразмерную панель от 40" (102 см), то предпочтение отдают жидкокристаллической технологии, более экономичной по энергопотреблению. Когда автомобиль "простаивает", LCD-мониторы могут эксплуатировать ся в квартире, на даче с питанием через адаптер электросети.

Американская фирма KVH наладила выпуск плоских спутниковых антенн для внедорожников с установкой их на внешней стороне крыши. Антенна защищена оболочкой из радиопрозрачного пластика. Спутниковый приемник - тюнер монтируется внутри вместе с другими частями компоновки мультимедиасистемы. В задней части салона расположен большой LCD-экран с размерностью по диагонали 36" (91 см); он поворачивается в вертикальной плоскости, поэтому смотреть на него можно не только изнутри, но и снаружи при поднятой задней двери, что может понадобиться на пикнике, вечеринке, в туристическом походе. От дежурных по стендам на автошоу приходилось слышать, что в США в кинотеатрах под открытым небом, где фильмы смотрят из автомобиля через лобовое стекло, предлагается новая услуга по одновременному ретранслированию кино на мониторы внутри салонов с использованием беспроводных технологий Wi-Fi, Wi-max.

На одном из стендов выставки специалист по установке LCD-мониторов американской студии сообщил мне, что ему известно много случаев поступления заявок на установку в автомобиле безмерно большого числа экранов (до 15-20 мониторов!), и не только для развлечения, - как правило, это заказы от молодежи, - но и для рабочих целей, например, от художников, упражняющихся в рисовании картин на природе; от геологов, желающих сравнивать и хранить в электронной памяти коллекции камней; от разъездных коммивояжеров, демонстрирующих драпировочные ткани или рисунки упаковки; парикмахеров салонов красоты, для показа на выезде видеороликов моделей причесок и др.

АУДИОТЕХНИКА

Выставка - предприятие коммерческое. Участие в выставке платное и не очень дешевое. Понятно, что представление изделия на экспозицию происходит не из желания просто показать его превосходство. Задача у экспонента более прозаичная - найти заказчика. По всей видимости, заявки поступают, коли желающих исполнять их много.

Известно, что американцы любят слушать музыку, и в основном популярную. В американских фильмах довольно часто герои занимаются тем же. У некоторых граждан страны слушание музыки просто-напросто возведено в культ. Однако мне не приходилось видеть когда-либо ранее такого кунсткамерного собрания громоподобно звучащих футуристического вида конструкций и компоновок звукотехники. От обозрения некоторых из них складывалось впечатление, что их разработали люди с гипертрофированным мышлением и отклонениями в психике. В отдельных автомобилях звуковые устройства заполняют по объему весь салон позади водителя и багажное отделение. Однако общим правилом является совмещенное расположение в транспортном средстве источников звука, усилителей и акустических излучателей без выносных звуковых колонок. Сабвуферы конструктивно оформляются без фазоинверторов: считается, что такое решение позволяет получить лучшее согласование акустических излучателей с небольшими по объему салонами легковых автомобилей. В журнале и ранее публиковались материалы, посвященные качеству звука в автомобиле (см. "Наука и жизнь" № 2, 2002 г.; № 12, 2006 г.; № 1, 2007 г.). К тому, что написано, и по следам CES-2007 можно добавить, что в связи со снижением цен и универсальностью правильнее оснащать авто сервисными системами на базе DVD, DVD-плеера. В дополнение к основной функции они одинаково качественно исполняют обязанности по проигрыванию CD- и МР3-дисков. Кроме того, на DVD-дисках помимо фильмов записано множество интересных музыкальных материалов, их больше, чем, например, на относительно новых носителях SACD и DVD-Audio, которые не имеют видеоряда; звуковое содержание DVD-дисков можно слушать отдельно, отключив изображение. Современные DVD-плееры уже, как правило, имеют входные слоты для карт памяти (КП) с записанными на них музыкальными программа ми.

В конце недавно ушедшего столетия в обращении появились миниатюрные, размером со спичечный коробок (и даже менее) МР3-плееры, воспроизводящие музыку с электронных КП. Поскольку в то время КП стоили дороговато, то запись на них делали с невысокой цифровой скоростью, что не лучшим образом сказывалось на качестве звука. По мере падения цен на КП повышалась скорость записи, расширялась полоса частот пропускаемых сигналов. Когда скорость записи достигла 256/320 килобит в секунду, то, по мнению экспертов и потребителей, качество воспроизведения звуковой дорожки у МР3- и CD-плееров "на слух" уравнялось. Торговый оборот компаний и фирм - производителей МР3-техники - начал исчисляться десятками миллиардов долларов США. В 2001 году на огромную популярность всего связанного с МР3-сферой обратила внимание известная компьютерная организация "Apple" из так называемой Силиконовой долины США (штат Калифорния). Корпорация предложила свой вариант миниатюрного МР3-устройства, получившего наименование "Айпод" ("iPod"). Рациональное расположение органов управления, удобная индикация, имидж самой компании быстро решили в пользу "Apple" вопрос спроса на носимые цифровые МР3-проигрыватели. Кроме того, "Apple" создала собственную легитимную базу данных популярных музыкальных мелодий со свободным подключением к ней выпускаемых iPod-плееров. Сегодня семейству плееров "iPod" принадлежит примерно 75% рынка продаж. Популярность их настолько велика, что любители техники и потребители стали ожидать от "Apple" новых научно-технических свершений по другим направлениям бытовой электроники. На CES-2007 был показан "iPod" - мобильный телефон с фотокамерой. Судя по материалам прессы, весь мир (почти без преувеличения!) замер в нетерпении. Обещано поступление его в продажу в первом полугодии текущего года в США и во втором - в Европе. Предполагается, что в 2007 году ориентировочно 50% штатной радиоаппаратуры выпускаемых автомобилей будут оснащены док-станция ми, средствами проводного и беспроводного взаимодействия с техникой "iPod".

КОМПЬЮТЕР В АВТОМОБИЛЕ

В былые времена для размещения офисов больших и малых организаций строили небоскребы. С развитием вычислительной техники и линий коммуникаций стало возможным организовывать офисы в небольших зданиях в местах, удаленных от промышленных центров. Головные штаб-квартиры таких известных, специализирующихся на производстве микропроцессорной техники и программирования международных организаций, как, например, IBM и Microsoft, помещаются в скромных трехэтажных зданиях (см. "Наука и жизнь" № 12, 2006 г.). Сотрудники организаций могут находиться в малых офисах или дома в городе, сельской местности и взаимодействовать с центральным офисом благодаря Интернету. С ноутбуком (НБ) они могут еще находиться и в автомобиле (см. "Наука и жизнь" № 8, 2006 г.), причем необязательно в собственной стране. НБ в легковой машине может работать "штурманом", то есть подменять собою GPS-навигатор, соединяться с Интернетом, получать электронную почту, быть базой данных музыкальных программ, DVD/DivX-фильмов, игровых приложений. К нему подключаются встроенная стереосистема, все мониторы, видеокамеры, манипуляторы и др. Управлять им можно с помощью клавиатуры, сенсорно и голосом. В дороге и в "пробках" удобно изучать иностранный язык. Уже стало необязательно возить с собою 32 компакт-диска с записью "Анны Карениной" Л. Толстого на английском языке, все произведение помещается в постоянной памяти НБ или на КП. После загрузки программы преобразования текстовых страниц в речь благодаря НБ становятся доступными множество других учебных курсов и литературных произведений.

Выпускаются и встраиваемые ПК специально для автомобиля. По техническим характеристикам они уступают НБ. Молодая американская компания "VeaLink" производимые ею автоПК называет карпьютерами ("CarPuter"). В комплект автоРС входят GPS-переходник, карта беспроводного доступа Wi-Fi, беспроводная клавиатура, пульт дистанционного управления и др. Одна из тайваньских компаний разработала автоРС с внутренним относительно мощным УНЧ, позволяющий проигрывать CD-, DVD-, MP3-файлы без загрузки операционной системы.

ДОРОЖНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

На выставке выделялись несколько автомобилей "специального назначения". В них не было обилия электроники; однако в пути они позволяют слушать стереосистему, а на стоянках - лежа смотреть/слушать концерты, фильмы. Одна из легковых машин была действующим казино, которое разрешалось осматривать, но делать ставки там и выигрывать посетителей не приглашали.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

В распространяемой на автошоу документации встречались советы по безопасной эксплуатации радиоаппаратуры. Во избежание воздействий случайных перенапряжений рекомендуется выключать сначала электронную медиатехнику, а затем зажигание в двигателе; и наоборот - включать аппаратуру после включения поджига топлива в двигателе. Вместе с тем и замок зажигания служит дольше (не обгорают контакты), когда он включается/выключается при отключенной радиоаппарату ре, а также габаритных огнях, лампах ближнего/дальнего света, подогреве сидений и др. Помещая в автомобиль дополнительные устройства энергопотребления, следует озаботиться оснащением его соответственно более емким аккумулятором и генератором напряжения (см. "Наука и жизнь" № 6, 2001 г.) Не следует оставлять ноутбук в автомобиле в холодную погоду; при последующем повышении температуры в салоне на микросхемах и проводке компьютера выпадет конденсат, могущий вывести его из строя.

ПОСТФАКТУМ

Среди российских разработок дополнительного использования салона авто интересными показались две. Авторство одной из них принадлежит фантазерам и умельцам из Екатеринбург а. Предлагается заднюю часть салона переоборудовать под отдельное малое помещение для чаепития с китайским либо японским дизайном, рассчитанное на 2-3 человек. Кроме того, там же можно заниматься медитацией, музыкотерапией, изучать восточный язык. Для этих целей автомобилю даже необязательно быть "на ходу". Выработав ресурс, он может постоянно стоять на садовом либо дачном участке. Другое предложение пришло с Дальнего Востока. С любовью обшитый деревом изнутри ГАЗ-66 предлагается использовать по нескольким направлениям: музыкальный зал, дискотека, столовая, клуб по интересам и помещение под офис.

Семь лет назад в журнале была опубликована статья "Автомобиль. Комфорт без границ" (см. "Наука и жизнь" № 5, 2000 г.). Изложенные выше материалы с выставки "Автошоу CES-2007" показывают, что если техника позволяет, то сейчас люди проявляют готовность к еще большему "получению удовольствия от езды". О разного рода предметах, повышающих комфорт в автомобиле, помогающих защитить его от угона, можно прочитать в прошлых выпусках журнала (см. "Наука и жизнь" №№ 9, 12, 2001 г.; №№ 7, 12, 2002 г.; № 4, 2003 г.; №№ 6 2005 г.).

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки