КОММЕНТАРИИ К АНАТОМИЧЕСКИМ РИСУНКАМ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Е. КЛИМЕНКО.
И. П. Павлов. “Павловские среды” т. 1, 1949. Среда, 2 ноября, 1932 г.
После кончины Леонардо да Винчи остался архив, состоящий из 120 тетрадей, хранящихся в городе Виндзор (Англия), посвященных изящным искусствам, военному делу, механике и оптике, палеонтологии, гидравлике, инженерным изобретениям, анатомии животных и человека. Только последующие поколения признали в Леонардо великого анатома, хотя сам художник на смертном одре (по свидетель ству его первого биографа Джорджо Вазари) обвинит себя в том, что он, занявшись анатомией, не выполнил своего долга перед искусством.
В архиве Леонардо можно найти заметку, свидетельствующую о его намерении написать фундаментальный трактат о строении человеческого тела “De figura humana” (1489). По мнению Р. Геррлингера, автора тщательного разбора анатомических рисунков, вошедших в неоконченный Мастером трактат, появись атлас рисунков Леонардо даже в середине XIX века, он был бы воспринят как революционный труд.
Можно определенно сказать, что итальянский гений был также “хозяином” человеческой физиологии. По свидетельству биографа художника Паоло Джиовио (1537—1550), Мастер “предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы”.
И. П. Павлов имел все основания считать великого итальянца одним из своих предшественников. У Леонардо можно найти первые признаки учения о рефлексе. Он отмечал, что при определенных условиях мышцы могут сокращаться автоматически, без участия сознания: “Так часто бывает с пальцем, который, усвоив по приказу интеллекта игру на инструменте, может выполнить соответствующее движение без того, чтобы суждение [то есть интеллект] обращало на это внимание”.
Леонардо-художник шел рука об руку с Леонардо-естествоиспытателем, может быть, поэтому он считал, что природа “полна неисчислимых причин, которые никогда не подвергались опыту”.
Леонардо да Винчи. Из плана трактата об анатомии “De figura humana” (1489):
“Представь четыре всеобщих человеческих состояния, а именно — радость с разными движениями смеха и причину смеха. Представь плач в разных видах с его причиной; распрю с разными движениями: убийства, бегства, страха, жестокости, человекоубийства, самоубийства и все, что относится к подобным состояниям. Затем представь усилия с тягой, толканием, несением, упором, подпиранием и т. п. Опиши природу пяти чувств”.
“Женственная нежность чувствований” (З. Фрейд) не мешала гуманисту Леонардо сопровождать приговоренных преступников к месту казни, чтобы изучать их искаженные страхом лица. Позже Леонардо впервые предложит глубоко поэтичные названия мышц лица — мышца боли (лобная), злобы, смеха и т. д. Преклоняясь перед гениальной улыбкой Джоконды, нельзя забывать, что автор портрета с величайшей серьезностью изучал мимические мышцы, связанные с игрой выражения лица, в том числе движения губ: “Можно обнаружить столько мышц, столько движений, присущих губам, и столько же противодействующих мышц”.
Леонардо, как правило, располагал череп в его естественном положении, вписывал его в квадрат, разделенный на две равные части горизонтальной линией (рис. 2). Участок, где крайняя вертикальная линия пересекает центральную горизонтальную, художник трактовал как место локализации “общего чувствилища” (“sensorium communae”).
Поздние исследователи анатомических набросков Леонардо указывали на то, что зарисовки скелета у последователей Мастера были крайне несовершенны (скелеты, изображенные на них, не могли бы ни стоять, ни ходить), у Леонардо, напротив, “они живут” (Holl, 1914 год). Леонардо установил, что крестец состоит из пяти, а не из трех позвонков, правильно представил все изгибы позвоночного столба, все особенности человеческого скелета, связанные с прямохождением.
Никто до Леонардо не исследовал так точно конструкцию черепа (по мнению художника, “седалища вложенной богом души”) — во избежание греха. Гений не устоял перед запретом: “Сделай два отверстия в рогах большого желудочка (боковых желудочках. — Прим. Е. К.), набери расплавленный воск в шприц, наполни три желудочка мозга. “В одном из них, полагал Леонардо, — интеллект, в другом — общее чувствилище, в третьем — память.” Когда воск застынет, вскрой мозг...” Результаты вскрытия видны на данном рисунке Леонардо. Итальянский Фауст (так впоследствии называли художника), ошибочно предполагал наличие некоего “общего чувствилища” в человеческом мозге.
“Сухожилия с мускулами служат нервам, как солдаты кондотьерам, а нервы — общему чувствилищу, как кондотьеры капитану, а общее чувство служит душе, как капитан своему господину”. Леонардо да Винчи.
Леонардо преклонялся перед таким органом, как сердце, считая его “чудесным орудием, изобретенным верховным художником”, “орехом, производящим дерево вен”. Ошибочно он предполагал, что первым органом, появляющимся у зародыша в начале развития, является сердце. Однако, думал он, сердце зародыша не бьется, “поскольку зародыш лежит в мешке, наполненном водой, а потому сердцебиение невозможно из-за отсутствия свежего холодного воздуха”. Кроме того, убеждал себя и современников великий итальянец, “ребенок в лоне матери не может ни плакать, ни говорить; если вдруг женщина слышит плач ребенка внутри утробы — то есть звук ветра”. Общность крови матери и ребенка, “великая тайна матки и плода” определяет и общность их душ. Однажды Леонардо заметил: “Авиценна утверждает, что душа порождается душой, а тело — телом. Это — ошибка!”
АФОРИЗМЫ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
- Все наше познание начинается с ощущений.
- Глаз — око души, это главный путь, которым общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии рассматривать бесконечные творения природы. Душа без глаз — темница.
- Наука — капитан, а практика — солдаты.
- Если ты хочешь подробно изучить отдельные части, из которых состоит человеческое тело, то ты должен вращать его или сам кружиться вокруг него.
- Мышца — движение, сухожилие — сила, нерв — импульс, вена — питание, артерия — жизненные соки.
- Нельзя ни любить, ни ненавидеть какой-нибудь предмет, если не знаешь его хорошо.
Литература
Жданов Д. А. Леонардо да Винчи — анатом. —М.-Л., 1955.
Тикотин М. А. Леонардо да Винчи в истории анатомии и физиологии. —Медгиз, 1957.
Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. — М., 1991.
Читайте в любое время