"ГЕНИЮ МЕСТА", ИЛИ ПЕРВЫЙ ПАМЯТНИК А. С. ПУШКИНУ
Кандидат филологических наук М. ЛАПИНА (г. Харьков).
Отрочество и юность Пушкина прошли в Царскосельском лицее, и эти шесть лет оставили глубокий след в творчестве поэта.
Императорский лицей был задуман как закрытое привилегированное учебное заведение, которое приравнивалось к университетам и где готовили "чинов" для государственной службы. Название учебного заведения, его статус и место расположения воскрешали память об одном из самых известных гимнасиев Древней Греции - Ликее, получившем свое название от пригорода Афин. Гимнасий находился в рощах Ликея рядом с храмом Аполлона, бога - покровителя поэзии, музыки, искусств, и здесь, прогуливаясь по тенистым дорожкам прекрасного парка, вел занятия со своими учениками прославленный мыслитель древности Аристотель.
Императорский лицей тоже разместили вдали от городской суеты и шума - в Царском Селе, летней резиденции царского двора. В великолепных парках с их лугами и озерами на фоне зелени деревьев выделялись оригинальной архитектуры парковые сооружения: павильоны, беседки, мостики, декоративные руины, гроты. Многочисленные мраморные статуи, воссоздающие образы античной мифологии, аллегорические фигуры, бронзовые бюсты героев древней истории - все это уводило в мир античности и европейской классики.
Жизнь Лицея регламентировалась Уставом - "Жалованной Грамотой", в которой были заложены идеи просветительства и гуманистического образования. В Лицее отсутствовал дух казенщины, свойственный многим учебным заведениям того времени. В отношениях между воспитанниками не допускались привилегии, что было четко сформулировано в правилах Царскосельского лицейского благородного пансиона, бывшего подготовительным учебным заведением при Лицее.
Единению лицеистов, воспитанию в них чувства товарищества и дружелюбия всячески способствовали директора Лицея В. Ф. Малиновский, а потом Е. А. Энгельгардт, профессора и воспитатели, среди которых были педагоги с большой буквы. Поэтому в Лицее царил дух дружбы.
Для юного Александра Пушкина, не сохранившего сердечных воспоминаний о родителях и московском детстве, Лицей стал родным домом, а его товарищи - членами единой семьи. При всем различии характеров, темперамента, способностей, семейного воспитания, вероисповедания, имущественного положения они составляли единое лицейское братство.
***
Пушкин был "рукоположен в поэты" дважды. Первое посвящение состоялось на выпускном экзамене 8 мая 1815 года по случаю окончания начального курса. Пушкин впервые выступил перед широкой публикой, а главное, перед Г. Р. Державиным со своим стихотворением "Воспоминание в Царском Селе" и заслужил особенную похвалу прославленного поэта.
Вторым посвящением в поэты, как пишет известный литературовед Ю. М. Лотман, было принятие в 1817 году Пушкина в "Арзамас", в неофициальное литературное общество, объединившее молодых литераторов - поклонников Карамзина.
Выпускной акт в Лицее состоялся 9 июня 1817 года и прошел весьма тихо, без помпезности. Перед расставанием 22 лицеиста, собрав воедино стихотворения Пушкина, написанные с 1814 по 1817 год, переписали их в его "Лицейскую тетрадь". После окончания Лицея выпускники разъехались к месту своей государственной службы. Их имена составили яркую страницу в истории и культуре России, но немеркнущую славу этой плеяде выдающихся людей принес великий русский поэт А. С. Пушкин.
Через два месяца после выпуска произошло событие, которое прошло почти незамеченным, но было исполнено огромного значения. В середине августа 1817 года пятеро воспитанников Царскосельского лицея - А. Илличевский, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, И. Матюшкин и И. Пущин, заручившись согласием директора Е. А. Энгельгардта, уговорили одного из петербургских камнетесов (многое говорит за то, что им был знаменитый Самсон Суханов) обработать по их заказу мраморную глыбу. Окантовав ее грубой ковкой, мастер высек два слова: "genio loci" ("гению места") и прописал их золотом. Глыбу, тайком доставленную к лицейскому флигелю ранним утром, установили среди березок на дерновом холмике близ ограды. Друзья хотели, чтобы этот камень постоянно напоминал лицеистам о том, что здесь расцветал гений их друга Александра Пушкина.
Ленинградский краевед П. Юревич проследил, насколько возможно, дальнейшую судьбу памятника. Долгое время считалось, что камень посвящен некоему мистическому покровителю местных долин, прудов и парков, о чем, казалось бы, свидетельствовала краткая посвятительная надпись: "genio loci" - формула, связанная с римскими верованиями.
Издавна в Древнем Риме каждая семья имела своих богов-покровителей. Хранителями семьи и ее благополучия считались пенаты и лары, средоточием культа которых был очаг. Их охранные полномочия частично совпадали, но имелись и определенные различия. Так, пенаты (обычно несколько) находились во внутренней части дома, в шкафу, перед которым всегда горел огонь. Это были домашние, частные пенаты, которые переселялись вместе с семьей, если она меняла свое место жительства.
Государственные пенаты - боги - считались хранителями государства, их почитали в алтарях и храмах богини Весты.
Лары также располагались внутри дома перед очагом, но они никогда не покидали дом и, как души умерших, охраняли обитателей и участок земли. Алтари ларам ставились на границах земельных участков, обычно у ограды, у стены, а также на стыке дорог.
По верованиям римлян, кроме богов - покровителей семьи были индивидуальные божества, добрые духи - хранители человека. В их числе - гений (слово этимологически связано с латинским gignere - рождать, производить). Гений считался выражением силы данного человека, его энергии, способностей, иными словами, всего его существа. Формируя характер человека, гений сопутствует ему всю жизнь и является его защитником. Гений покровительствовал только мужчинам, а защитницами женщин считались юноны. День рождения римского гражданина рассматривался как праздник в честь его гения, которому приносились бескровные жертвы: вино, печенье, молоко, фрукты. Для исполнения этого культа жертвенники ставились за пределами дома, под открытым небом, против дверей храма, где находилась статуя бога.
В древнейшие времена жертвенник представлял собой возвышение, земляную насыпь, но затем в качестве жертвенника использовались камни и мраморные глыбы в виде четырехугольника или многогранника (иногда они были круглыми), украшенные рельефом или выбитыми изображениями, например, венков, гирлянд, листьев. Верхняя часть жертвенника представляла собой доску с углублением из того же монолита для принесения жертв.
Упоминание П. Юревичем имени Самсона Суханова (1766-1848), известного в Петербурге каменотеса, позволяет уяснить, каким образом столь трудно транспортируемая мраморная глыба была доставлена к Лицею. С именем Суханова связаны такие шедевры, как ростральные колонны, статуи воинов на Адмиралтействе, ряд колонн для Казанского и Исаакиевского соборов, Александрийская колонна и другие. Брал он подряды на строительство и грандиозных ванн-бассейнов в пригородных дворцах. Вполне вероятно, что один из неиспользованных фрагментов мрамора он распорядился доставить к лицейскому флигелю: эта территория парка занимала небольшой, квадратной формы участок, на котором когда-то шумела березовая роща, окруженная оградой. Там, на возвышении и поместили обработанную глыбу. Посвятительная надпись имеет двойное толкование. Genius loci - это "дух - хранитель (божество) места", а также лицо, "которому место (учреждение, заведение и т. п.) обязано своей славой или существованием". Поставленный ближайшими друзьями камень и был посвящен Пушкину, уже к тому времени признанному поэту. Это подтверждается и датой установки памятника - "середина августа". Дату первого прижизненного памятника можно уточнить: 12 августа - по старому стилю день святого Александра, то есть день ангела (именин) Пушкина, когда по античной традиции римляне приносили своему богу-гению подарки.
***
Со временем вся территория перед Лицеем и сам "камень-жертвенник" покрылись мхом. В 1827 году, когда Лицей уже превратился в военное учебное заведение, начальник его, генерал-майор Броневский, предложил лицеистам двенадцатого выпуска принять участие в восстановлении памятника. Его призыв нашел поддержку. На обновленном камне наряду с надписью "genio loci" появились еще две латинские строчки, которые по-русски означают: "Первый курс воздвигнул, а двенадцатый обновил". Очевидно, по-латыни эта надпись выглядела так: "I cursus exegit - XII renovavit". Царь, узнав об этом, высказал генералу свое неудовольствие , но "камень" все же остался на месте.
В 1844 году Лицей из Царского Села был переведен на Каменноостровский проспект в Петербург и стал называться Александровским. Перевезли как реликвию и "камень-жертвенник". Лицеисты перенесли его в небольшой садик и установили на постамент из глазурованного кирпича. Но после посещения Лицея царем "камень" вскоре таинственно исчез вместе с постаментом. Говорили, что это было сделано по желанию императора, не без участия князя В. А. Долгорукова и начальника третьего жандармского отделения.
***
Первый памятник Пушкину уникален не только своей символикой и историей создания, но и тем, что именно ближайшие друзья поэта первыми запечатлели в мраморе золотыми буквами: "Гению", увидев в своем юном друге будущую славу России.
Литература
Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных выражений и слов. Т. 1. М.-Л., 1966.
Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. Изд. 2-е. - Л., 1983.
Читайте в любое время