Абстрактный мозг
Абстрактная живопись наводит на абстрактные мысли
Если попробовать на пальцах объяснить разницу между абстрактной живописью и не-абстрактной (то есть фигуративной), то можно сказать, что в обычной живописи мы видим что-то конкретное (людей, дома, деревья, или, на худой конец, геометрические фигуры в учебном натюрморте), а в абстрактной живописи мы ничего конкретного не видим, только какие-то пятна, полосы, линии и т. п. Специалисты скажут, что всё не так просто и что между абстрактной живописью и фигуративной есть множество переходных форм, но для простоты можно считать, что граница между ними – это граница между конкретным и неконкретным.
Исследователи из Колумбийского университета под руководством Эрика Канделя (знаменитого исследователя памяти и вообще когнитивных процессов, которого помимо того интересуют вопросы эстетики) пишут в журнале PNAS, как абстрактная и не-абстрактная живопись влияет на нашу психологию. В эксперименте участвовали несколько сотен человек, которых просили поразглядывать разную живопись: на одних картинах были изображены вполне конкретные и узнаваемые объекты, другие картины были частично абстрактными, а третьи – абстрактными полностью. Каждую картину нужно было представить на выставке, которая может происходить сегодня, а может через год. Кроме того, для каждой картины надо было подобрать место, причём варианты мест были очень разные: картину можно было повесить в угол или, скажем, отвезти в другой штат.
Оказалось, что чем больше в картине было абстракции, тем более абстрактными был мысли зрителей: если живопись с конкретными объектами видели на выставке, которая проходит сегодня, и висеть она должна была в углу, то абстрактные полотна представлялись выставленными когда-нибудь через год и где-то далеко. Авторы работы интерпретируют результаты экспериментов в том смысле, что абстракция перед глазами переключает психику в более неконкретный, абстрактный режим работы. Правда, коль скоро абстрактные картины существуют и всё-таки выставляются, многим людям удаётся преодолеть абстрактное влияние абстрактной живописи.