Виртуальный император
Канадский дизайнер создал виртуальные портреты 54 императоров Римской империи
Дэниэл Вошарт (Daniel Voshart), архитектор, художник, дизайнер и специалист в области виртуальной реальности из Торонто, создал фотореалистичные портреты римских императоров. Для работы над лицами античных правителей он использовал возможности искусственной нейросети Artbreeder. Взяв в качестве основы существующее изображение лица человека, нейросеть позволяет редактировать его черты или даже объединять в одном портрете черты разных людей.
Базой для портретов стали изображения 800 античных бюстов императоров. Вошарт восстановил утраченные у оригинальных скульптур детали: отреставрировал сколы, трещины, отбитые фрагменты (например, носы и уши) и прочие дефекты.
Полагая, что скульптуры могли быть идеализированными изображениями императоров, Вошарт сопоставлял черты их внешности (волосы, глаза, этническую принадлежность) со сведениями из исторических источников, а также с их изображениями на античных монетах. Если у императора была болезнь, которая могла наложить определённый отпечаток на его лицо, то этот факт тоже учитывался при создании виртуального портрета, как и возраст правителя на момент смерти.
Для своих портретов Даниэл отобрал только прижизненные скульптуры. А из этой категории выбирал наиболее отталкивающие. Он небезосновательно считает, что античные художники и скульпторы могли льстить заказчикам, приукрашивать или вовсе идеализировать их изображения. Кроме того, в Римской империи представительские скульптуры и бюсты императоров делали в больших количествах для установки в общественных зданиях по всему государству – позировать каждому мастеру ни у какого правителя не нашлось бы времени. Да и идеализация божественных ликов была само собой разумеющимся фактом работы скульпторов.
У некоторых императоров, особенно у тех, кто правил совсем недолго, прижизненных бюстов не сохранилось. В этом случае Воршарт изучал изображения на разных монетах, генеалогическое древо императора и свойственный жителям его родины внешний вид. Таким образом у художника появились и собственные визуализации древнеримских императоров.
Дэниел признаётся, что проект он начал отчасти со скуки в период самоизоляции, но поддержка и конструктивная критика от пользователей интернета помогли ему взяться за портреты более основательно и выпустить их вторую редакцию.