Лучшие друзья викингов
Викинги путешествовали с домашними животными
Мы уже как-то писали, что викинги брали в дальнюю дорогу котов — вероятно, чтобы те защищали корабельные запасы еды от грызунов. Но если вы, допустим, открываете какой-нибудь археологический памятник, имеющий отношение к викингам, и видите там кости кошки, собаки или лошади, обязательно возникнет вопрос: их, в смысле животных, викинги с собой привезли или подобрали там, куда приплыли?
Ещё в 90-е годы прошлого века археологи в Дербишире (Великобритания) открыли захоронение викингов с останками взрослого, ребёнка, собаки, лошади и, вероятно, свиньи. Возраст останков удалось определить достаточно точно — захоронение осталось от лагеря викингов, которые зимовали в этих местах в 873 г. А вот происхождение животных удалось определить только сейчас с помощью анализа изотопов стронция. Они по-разному накапливаются в организме на разных территориях, и по соотношению изотопов стронция можно понять, как долго человек или зверь провёл в той местности, где нашли его кости. Ребёнок, судя по всему, большую часть жизни провёл в Англии, а вот изотопы в костях взрослого говорили о том, что он находился тут недолго, и что прибыл он со Скандинавского полуострова. Более того, по изотопному анализу получалось, что собака, лошадь и предполагаемая свинья тоже приплыли из Скандинавии.
На самом деле, в исторических хрониках есть записи, говорящие о том, что викинги плавали со своими лошадьми. Но корабли викингов были не слишком велики, чтобы возить с собой слишком много зверья. Те животные, которых викинги брали с собой, вероятно, были им как-то особенно дороги, потому и оказывались с ними в конце концов в одной могиле. Правда, возникает вопрос насчёт свиньи: она что, тоже была лучшим другом викинга? Можно представить, что её взяли с собой в качестве еды, но почему потом её так почётно похоронили? Впрочем, свинья там или нет, до сих пор неясно: в статье в PLoS One, где всё это описано, про свинью везде говорится, что это «возможно, свинья» — по какой-то причине принадлежность «возможно-свиных» костей до сих пор надёжно не определили.