Материнское воображаемое
Молодые мамы склонны к парейдолии
Парейдолия — это зрительная иллюзия, когда видишь очертания человеческого лица там, где его нет. Поросль мха на камне, варенье на хлебе или окна в доме вдруг оказываются глазами, носом, ртом, ушами — и вот перед нами человеческая физиономия. На самом деле, мнимый образ не обязательно будет лицом, бывает и нечто более сложное, например, когда в облаках возникают драконы, а в еде на тарелке являются религиозные сюжеты; но обычно это всё-таки это лица.
В прошлом году журнал PNAS публиковал статью о том, что чаще всего воображаемые лица принадлежат мужчинам. В новой статье в Biology Letters одна из авторов прошлогодней работы вместе с коллегами из Квинслендского университета пишет, что склонность к парейдолии усиливается у молодых матерей. В эксперименте участвовало 380 женщин, среди которых более трети были беременные или недавно родившие. Им показывали несколько сотен фотографий. Из них небольшая часть были портретными (то есть фото людей), ещё часть изображала объекты, на которых увидеть лицо здоровому человеку было бы весьма затруднительно (как, например, на фото яичницы из одного яйца). А вот остальные фото были парейдолическими — на них можно было бы при желании разглядеть глаза, нос и т. д. Нужно было по 11-балльной шкале определить, насколько изображении на фото лично тебе кажется лицом. Все женщины оценивали настоящие лица как настоящие лица, а яичницу как яичницу. Отличия начинались в парейдолических фотографиях: молодые мамы, чьим детям было не больше года, завышали подобным фотографиям «лицевые» баллы, или, иными словами, им сильнее казалось, что на фото есть лицо. Речь именно о состоявшемся материнстве; у беременных склонность к парейдолии оставалась сравнительно низкой.
Исследователи полагают, что тут отчасти виновен уровень гормона окситоцина, который резко повышается после родов. Его прежде называли «гормоном родительской любви», сейчас называют «гормоном социальности» — он сильно влияет на социальное поведение, укрепляя связи между близкими людьми (хотя в действии окситоцина, напомним, есть весьма серьёзные нюансы). Однако окситоцин у участниц эксперимента не измеряли, так что это объяснение пока остаётся лишь гипотезой.