Дети без морали
У младенцев не нашли врождённой морали
Споры о врождённом моральном чувстве продолжаются не один десяток лет. Поставить точку в этих спорах можно было бы соответствующими психологическими экспериментами с детьми: например, показать им какую-то несправедливую социальную ситуацию и попросить выразить своё отношение к тому, что происходит. Такие эксперименты есть, и мы про некоторые из них писали, но тут возникает вопрос, какие дети в них участвуют. Если это дети шести лет, пяти или даже трёх, то мы, безусловно, узнаём что-то об их психологии, но вопрос о врождённости моральных представлений всё равно остаётся открытым.
Чтобы его закрыть, дети должны быть совсем маленькие, возрастом в несколько месяцев. С младенцами работать сложнее, тем не менее, в 2007 году появилась работа, в которой утверждалось, что моральное чувство есть у детей, которым не исполнилось ещё и года. В эксперименте дети смотрели на то, как один персонаж старается забраться на гору, а другой либо помогает ему, либо мешает. Объяснить словами отношение к этому помогающему или мешающему персонажу дети, конечно, не могли, но зато они могли показать, с кем бы они хотели поиграть. Выбор чаще падал на помогающего персонажа, чем на мешающего, из чего делался вывод, что младенцы вполне отличают хорошие социальные взаимодействия от плохих.
Однако в дальнейшем, когда этот эксперимент стали пытаться воспроизвести, однозначного ответа не получалось, результаты выходили двусмысленными. И вот сейчас в Developmental Science появилось новое исследование, в котором участвовали тридцать семь лабораторий со всего мира. Они поставили тот же эксперимент, где нужно было выбрать помогающего или мешающего персонажа. Кроме того, детям показывали, как некто просто поднимает или спускает с горы неодушевлённый предмет – это нужно было для того, чтобы посмотреть, как дети реагируют на похожую ситуацию, но без какого-то либо социального наполнения.
Детей было чуть больше тысячи, возрастом от 5,5 до 10,5 месяцев; все экспериментальные процедуры были стандартизованы, результаты обрабатывались одинаковым образом. В итоге дети в обоих вариантах эксперимента разделились почти поровну: персонажа, который помогает другому подняться в гору, выбирали 49,34% детей; персонажа в несоциальной ситуации, который просто что-то тащил в гору, выбирали 55,85%. Иными словами, если взять достаточно много младенцев, то кто-то в таких ситуациях выберет одно, кто-то другое, и выбор будет случайным. Будь у них хоть какое-то моральное чувство, распределение было бы не настолько близкое к «50 на 50». Опять же, имеется в виду моральное чувство, которое должно быть общим свойством у статистически значимого большинства. Значит, его либо нет, и моральные представления формируются во взаимодействии с внешним миром, либо в таком эксперименте их обнаружить невозможно, и нужно придумывать что-то другое, что можно показать детям для выявления врождённой моральности.