Каменная биохимия
Жизнь на Марсе получила «единичку»
Если бы NASA было киностудией, а не космическим агентством, то оно бы могло снять самый длинный и самый дорогой в истории документальный сериал про поиски жизни на другой планете. На протяжении десятилетий мы бы узнавали всё новые подробности о Марсе, нас бы радовали очаровательными видами каменистых пустошей, и мы бы с замиранием сердца следили за полётами маленького и отважного вертолётика. В конце очередного сезона нас бы ждало новое открытие, надежды, что вот она – долгожданная марсианская жизнь. Но ответ на вопрос, так ли это, каждый раз переносился бы на следующие серии.
10 сентября NASA провело пресс-конференцию, на которой представила результаты опубликованного в Nature исследования каменного образца с романтическим названием «Сапфировый каньон». В формации, образованной осадочными породами, были обнаружены вкрапления минералов фосфата и сульфида железа, похожие по составу на продукты жизнедеятельности каких-то примитивных существ вроде бактерий. Почему учёные делают вывод об вероятном биологическом происхождении этих минералов, и почему только вероятном?
Дело в том, что очень часто можно придумать последовательность химических реакций, которые могли бы привести к образованию такого же «подозрительного» отпечатка или биосигнатуры, но без всякого участия биохимии. Так, например, было с обнаруженным в атмосфере Марса газообразным метаном, который мог бы быть как продуктом деятельности микроорганизмов, так и результатом взаимодействия минералов с водой. С новыми «железными» минералами похожая история. Теоретически их состав и концентрации можно объяснить неорганическими реакциями, пусть и протекающими в весьма специфических условиях. Поэтому честный исследователь не будет выдавать желаемое за действительное, даже если ему светит стать первооткрывателем марсианской жизни. В то же время версия с биологическим «почерком» выглядит как будто бы более вероятной. На Земле подобной биохимией занимаются сульфат редуцирующие бактерии – они используют окислительно-восстановительные реакции, в которых участвуют в том числе сера и железо в разных формах, для получения энергии.
Так что обнаруженные Персеверансом «улики» пусть и весьма интересные, но всё же не стопроцентные доказательства следов марсианских бактерий. По шкале от одного до семи, они получили заслуженную единичку – потенциальная биосигнатура. Если найденные образцы будут доставлены на Землю или на Марс будет доставлена какая-то автономная химическая лаборатория, тогда найденные камешки может быть получат и более высокий балл. А пока – всё самое интересное нас ждёт в следующих сериях этого увлекательного научного сериала.