Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Выставка «Редкий фонд» проходит в Политехническом музее в Москве с 25 мая по 24 июня

Все новости ›

C 25 мая по 24 июня в Политехническом музее в Москве проходит выставка «Редкий фонд». Среди экспонатов – уникальные издания из собрания Политехнической библиотеки.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации


Выставка приурочена к  знаменательной дате – в  этом году  Политехнический музей отмечает свое 140-летие. Библиотека Политеха  старше самого музея – уже через два года ей исполнится 150 лет. Идея необходимости собирания и распространения научных знаний имеет древние корни. Она воплотилась в формате библиотеки и опередила музейную практику – коллекционирование, классификацию, хранение предметов...

В экспозиции выставки – 21 книга из трех с половиной миллионов изданий, составляющих сегодня одно из крупнейших собраний научно-технической книги в России.

Книга – такой предмет, который нам привычнее держать в руках, медленно разглядывать, листать, ощущать гладкость или шершавость страниц, чувствовать запах типографской краски, кожаного переплета, времени...  Иначе говоря, книга – предмет индивидуального, даже, можно сказать, интимного потребления. С книгой общаются один на один, в том числе и в библиотеке.

На выставке, тем более на выставке редкой книги, все по-другому: книгу нельзя взять в руки, и время, отведенное на посещение музея, не располагает к длительному чтению... Вот почему авторы проекта выстроили вокруг книги, как загадочного и прекрасного объекта, запертого в витрине, активный и разнообразный сюжет, историю.

Например, первый учебник по арифметике, известный как «Арифметика Магницкого» и изданный в 1703 году, представляется и раскадровкой элементов книжного дизайна, и возможностью решать задачи из учебника XVIII века, и удивительными материалами об обнаружении могилы Магницкого неподалеку от Политехнического музея.

Редкий фолиант с чертежами и фотографиями строительства Эйфелевой башни (с автографом Гюстава Эйфеля) окружен экранами, на которых хроникальные кадры 1900 года, современная фиксация на мобильный телефон процесса подъема в «эйфелевском» лифте и, совершенно неожиданно, параллельный московский сюжет – история и конструкция Шуховской башни.

Учебники физики XVIII–XIX веков («Волфианская экспериментальная физика», переведенная Ломоносовым в 1746 году и «Физика», изданная Иваном Двигубским в 1814 году) удивительным образом преломляются через призму современных знаний: описание плотности атмосферы выглядит актуально, в то время как электрические явления представляются почти сказочными...

Символическими сюжетами на выставке оказались две истории: сборник трудов Эразма Роттердамского, датируемый 1519 годом – самый древний артефакт не только библиотеки, но и всего Политехнического музея, и русский перевод «Капитала» Маркса, опубликованный в 1872 году: его российский тираж в три раза превышал немецкий, а само издание «Капитала» по времени совпало с Указом Александра II об учреждении комитета по организации Музея прикладных знаний (будущего Политехнического музея).


Д.И. Менделеев на этой выставке – не столько химик, сколько мыслитель, представляющий пути хозяйственно-экономического развития России, К.Э. Циолковский – в своей книге «Аэростат металлический управляемый» рассказывает о взлете и падении дирижаблестроения в первой половине XX века.

Новый актуальный взгляд на историю Москвы – в трех книгах: «Смета доходов и расходов города Москвы на 1903 г.», «Проект электрических городских железных дорог города Москвы», «Атлас к описанию устройства канализации г. Москвы».
Выставка не случайно располагается в одном из центральных залов основной экспозиции музея. Действительно, в музей можно войти и через библиотеку. Именно связь индивидуальных знаний и представлений о мире с полнотой библиотечной книжной мудрости и достоверностью музейной предметности – такова основа концепции проекта.

Зеркала и шторы, блики на медных предметах и золотых рамах, «фотографические» отражения соседних залов и страницы книг, превратившиеся в картины, странное соединение эстетики XIX века и стимпанка, мультимедийного и текстового, – все это открывает для зрителя множество возможностей ЧТЕНИЯ.

Куратор этого оригинального  проекта Георгий Никич и консультант Ирина Полянская  уверены, что такая экспозиция связала воедино книги и музейные экспозиции.

Фото автора.

29 мая 2012

Автор: Людмила Синицына

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки