От обезьяны к человеку
«Шимпанзе – совсем не человек!», - были уверены ученые в начале 20 века. Но новые исследования опровергли эту, казалось бы, незыблемую точку зрения.
Исследования последних десятилетий, проводившиеся в мире на высших приматах, убедительно показали, что шимпанзе способны к примитивному мышлению. Более того, это свойство присуще и другим млекопитающим и птицам. Об этом рассказала в своем докладе профессор Зоя Зорина (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова) на конференции «Современные проблемы биологической эволюции», состоявшейся в Дарвиновском музее (Москва).
Тему мышления животных для своего доклада профессор Зорина выбрала не случайно. Основоположником экспериментального исследования поведения и психики приматов была Надежда Ладыгина-Котс, основавшая вместе со своим мужем, профессором Александром Котсом, Дарвиновский музей 100 лет назад (см. http://www.nkj.ru/news/10875/). В своей монографии «Познавательная деятельность шимпанзе», вышедшей в 1923 году, она представила первое в мировой литературе свидетельство способности антропоидов к обобщению и абстрагированию. Этот труд остается настольной книгой ученых, занимающихся проблемами эволюции поведения животных, по сей день. Достаточно сказать, что в 2001 году книга в очередной раз была переиздана на английском языке. Разработанный Ладыгиной-Котс метод обучения животных «выбору на образец» до сих пор используется для исследования их познавательной деятельности. Например, с помощью этой методики ученые МГУ (З. Зорина, А. Смирнова, А. Лазарева) в своих недавних исследованиях обнаружили способность серых ворон к символизации и счету в пределах четырех. Ранее такая способность выявлялась только у шимпанзе. Метод обучения «выбору по образцу» биологи используют и для обнаружения межвидовых различий. Как показали наблюдения, если крысам и голубям требуются сотни сочетаний для того, чтобы научиться выбору по сходным признакам, то человекообразным обезьянам бывает достаточно нескольких проб.
Вывод, сделанный Ладыгиной-Котс в 20-е годы XX века о том, что шимпанзе не понимают речь, а лишь понимают отдельные команды, теперь опровергли исследования доктора Сью Сэвэдж-Рамбаух из Университета Джорджии (Dr. Sue Savage-Rumbaugh, Georgia University, USA). Доктор Сью Сэвэдж-Рамбаух на протяжении многих лет наблюдала за поведением шимпанзе по имени Канзи и показала, что большое значение в развитии мышления этих приматов имеют условия воспитания малышей. При определенных условиях (в обществе взрослых приматов и нескольких людей-воспитателей) шимпанзе способны спонтанно осваивать языки-посредники – простые незвуковые аналоги человеческой речи, а также понимать устную речь. Обезьяны, как показали наблюдения, после двух лет обучения, в течение которых они выслушивали примерно 600 команд, начинали понимать целые фразы. Более того, как утверждает автор, они понимали порядок слов в предложении. Участникам конференции профессор Зорина представила фильм, отснятый Сэвэдж-Рамбаух, из которого можно было видеть, как Сью просила обезьянку Канзи развязать шнурки на ботинках, снять ботинки, поставить их в определенное место, и та быстро и правильно выполняла эти команды. Конечно, как отметила Зоя Зорина, «не следует впадать в крайность и переоценивать шимпанзе: ведь никто из них не вышел за рамки возможностей 2-2,5-летнего ребенка ни по уровню языка-посредника, ни по элементам самосознания, ни по одному из остальных многочисленных показателей (мышления). Однако современная наука утверждает, что в способностях антропоидов (обезьян) и человека отсутствует резкий разрыв, и наиболее сложные психические функции человека в той или иной степени представлены у шимпанзе.
Отметим, что прошедшая конференция – первая за последние несколько десятилетий научная встреча по эволюционной тематике – предваряет 200-летний юбилей Чарльза Дарвина и 150-летие со дня выхода его труда «Происхождение видов…».
27 сентября 2007