Биотопливо? Это не про нас
Биотопливо выгодно и дешево. Но не в российских условиях.
Начали «за здравие», кончили «за упокой». Именно так можно охарактеризовать круглый стол «Биотопливо в России: мифы и реальность», состоявшийся в РИА-Новости вслед за обсуждением « в верхах» необходимости государственного стимулирования развития альтернативной энергетики в России.
На сегодняшний день в России доля биоэнергетики в общем производстве тепловой энергии составляет менее 1,5% – «это единицы мини ТЭЦ и дровяное отопление в частных домах», сказал генеральный директор Биотопливного портала Антон Овсянко. По его мнению, «потенциал использования твердого биотоплива (в России) огромен» и это использование «может начаться в самое ближайшее время».
В качестве главных аргументов в пользу использования биотоплива по традиции были названы ограниченность запасов углеводородного сырья и развитие биоэнергетики в Европе и США, у которых предусмотрено «в ближайшие годы довести долю использования возобновляемого топлива до 20%».
Не забыли и про Бразилию с ее биоэтанолом из сахарного тростника, на котором «ездят все автомобили страны». В России, как считают, ставку надо делать на отходы деревоперерабатывающей промышленности, «от которых никуда не денешься», и на 20 млн. га пустующих сельхозугодий, где должно произрастать сырье для биоэнергетики. Но и тут проблемы: сбор древесных отходов надо еще организовать, а на полях и так работать некому.
По данным директора департамента государственной энергетической политики Минпромэнерго РФ Сергея Михайлова, производственная база для производства биоэтанола и биодизеля не только имеется, но и не догружена. «Но здесь вопрос связан с акцизом, который достаточно высок», сказал он. Он сообщил, что согласно энергетической стратегии России, разработанной до 2020 года, доля всех возобновляемых энергоресурсов в энергетике к 2015 году должна составить 3-5%. При этом, «какая часть придется на биотопливо, пока сказать трудно».
Перспектива использования биотоплива в качестве добавок к автомобильному топливу в России пока туманна. По действующему ГОСТу их содержание не должно превышать для этанола более 5%, для метанола – более 3%. Но на вопрос, «останется ли при этом автомобильное топливо качественным, пока ответа нет, надо проводить дополнительные исследования», - сказал представитель Минпромэнерго.
Тем не менее, как сообщил заместитель директора департамента научно-технической политики Минсельхоза Николай Сорокин, ежегодный рост мощностей по производству биотоплива в России 20-25%, а в сельской местности создано порядка 500 тысяч новых рабочих мест. Правда, он признал, что в стране «нет законодательной базы для развития биоэнергетики».
Григорий Сергиенко, исполнительный директор топливного союза России, добавил, что нет и «экономического механизма для использования топлива». И опять же, совершенно нерешаемые организационные проблемы: где будут подмешиваться к автомобильному топливу биодобавки? Кто это будет делать? «А об использовании биодизеля в существующих регламентах вообще не упоминается», - признался Сергиенко.
Председатель биоэнергетической ассоциации Андрей Шаповальянц этот список проблем дополнил: хотя свободных земель много, но «физически выделенных» (под выращивание культур для биоэнергетики) нет. Да и урожайность рапса (10 центнеров с гектара) настолько низка, что «никакая экономика не выдержит».
Нет необходимого оборудования – пока только опытные образцы. И, наконец, производить жидкие биотоплива надлежащего качества мы не можем из-за «уровня используемых технологий». Есть ли у нас другие технологии? Есть, но внедрять их очень дорого, а потому – легче купить готовые (вместе с оборудованием) за рубежом. А пока мы поставляем на Запад сырье для биотоплива – рапсовое масло. Им тоже надо загружать свои мощности.
25 декабря 2007