Пять процентов за связь. И ни цента больше.
Интернет и сотовая телефония за очень короткое время изменили мир, в котором мы живем.
Об этом говорили на очередном научном кафе, организованном агентством «ИнформНаука» и фондом Дмитрия Зимина «Династия». «Идея заменить телефонный провод эфиром возникла давно», – сказал Наум Мардер, бывший заместитель председателя Государственного комитета РФ по связи и информатизации. Он рассказал, что для того, чтобы массовая радиотелефония стала реальностью, нужно было решить несколько технических проблем и, главное, преодолеть «частотный барьер». Революционным было решение поставить много ретрансляционных вышек, каждая из которых является центром «соты», тогда в каждой «соте» можно использовать одни и те же частоты. Чтобы сотовая телефония стала доступной для массового потребителя, нужно было выполнение двух условий: прогресса в области микроэлектроники (телефонные аппараты должны были превратиться из массивных в миниатюрные) и программного обеспечения.
Сотовую связь, так же как и Интернет, невозможно развивать в тоталитарном обществе, утверждает Дмитрий Зимин, отец-основатель компании «ВымпелКом», которая стояла у истоков сотовой связи в России. Он рассказал, как во времена его 30-летней работы в Радиотехническом институте им. Минца, когда все международные звонки проходили под контролем 1-го отдела, а персональные компьютеры назывались мини-ЭВМ (во избежание всякой персонификации), идея персональной радиосвязи в нашей стране казалась совершенно утопической. На пути технического прогресса стояла политика.
В начале 90-х годов, сначала в Америке, потом в Европе стали развиваться системы сотовой радиосвязи, и специалистам ОАО «ВымпелКом» «разрешили поиграть с американскими стандартами», которые тогда были не цифровыми, а аналоговыми. И началась история сотовой связи в России, которая, по словам Д. Зимина, прошла через невероятные драмы людей и идей. Никто не верил, что в нашей стране сотовая связь когда-нибудь станет массовой. Прогнозы конца прошлого века говорили о том, что ею будут пользоваться 8-10 % населения страны.
Поначалу сотовая связь была дорогой и малодоступной, что мешало стать ей массовой. Стояла задача снизить ее стоимость, которая была успешно решена. С тех пор помимо «ВымпелКома» на российском рынке появились другие операторы сотовой связи – МТС и «Мегафон». Сейчас эти «три кита» российской сотовой связи занимают примерно равные доли на рынке и находятся в состоянии здоровой конкуренции. Если бы, считают руководители сотовой компании, в каждой отрасли нашей экономики было бы по три таких конкурента, в России была бы эффективная экономика.
Сейчас в мире по разным подсчетам от 2 до 5 миллиардов сотовых телефонов. По «мобилизации населения» наша страна не отстает от других. В Москве она уже, наверное, достигла 150% охвата населения, так как многое имеют по два телефона. Но участники научного кафе вынуждены были признать, что «мы на чужом празднике жизни». – отечественных телефонных аппаратов как не было, так и нет. Все радиотрансляционное оборудование тоже импортного производства. В конце прошлого века были разработки российских базовых станций и коммутаторов, но все уперлось в невозможность их производства.
Говоря о будущем сотовой связи, доктор технических наук Александр Дмитриев (Институт радиотехники и радиоэлектроники РАН), отметил, что в мире появилась G3 – сотовая связь третьего поколения, которая обеспечивает в 10 раз более высокую скорость передачи сигнала и может намного увеличить объем передаваемой информации на одного пользователя. Однако на сегодняшний день она не пользуется потребительским спросом и остается дорогим удовольствием. По словам А. Дмитриева, сегодня техника может практически все, но потребитель не готов платить за это деньги. По подсчетам аналитиков, человек не станет тратить на связь больше 5% своего бюджета. Причем в эту сумму входит не только сотовая связь, но и Интернет. Александр Дмитриев считает, что у пользователя должно быть право выбора в зависимости от его возможностей и потребностей, а связь должна развиваться как единая инфраструктура.
6 июня 2008