Атом вместо угля?
Над энергетической стратегией России до 2030 года работали 13 тематических групп, но пока безрезультатно.
При разработке стратегии развития энергетики России используются методики, математические модели и базы данных, созданные в Институте энергетических исследований РАН (ИНЭИ РАН). На недавно состоявшемся президиуме РАН директор Института академик Алексей Макаров сообщил, что при прогнозировании энергетического развития России и разработке энергетической политики государства учитываются общемировые тенденции роста промышленности. Среднегодовые темпы роста ВВП в мире до 2030 года будут 3,5-4%, население вырастет до 8 млрд. человек, что приведет к увеличению энергопотребления в 1,3-1,5 раза. Энергетические ресурсы планеты вполне достаточны для удовлетворения этих потребностей, а развитие новых технологий преобразования энергии к 2030 году существенно расширят возможность замены традиционных источников энергии, изменит их конкурентоспособность.
Стратегия развития энергетики России, разрабатываемая в ИНЭИ РАН, исходит из роста ВВП с 2005 по 2030 год в 3,5-5 раз при увеличении расхода энергии на 45-75% Это влечет за собой необходимость снижения энергоёмкости ВВП примерно в 2,5 раза. Интенсификация геологической разведки энергоресурсов позволит обеспечить увеличение производства энергии на 25-45%. При этом АЭС и ГЭС начнут замещать нефть и газ. Согласно прогнозам ИНЭИ РАН, добыча газа будет расти до 2020 года (примерно на 33%), после чего начнет снижаться. Рост добычи нефти прогнозируется до 2015 года (с 510 до 530 млн. т), затем до 2025 года она стабилизируется, и далее начнется ее постепенное снижение. Одновременно экспорт энергоресурсов увеличится к 2020 году на 15-25%, затем ожидается его снижение (видимо, с учетом развития в мире альтернативных, в том числе, возобновляемых источников энергии).
Сложность прогнозирования заключается в том, что энергетика России имеет особенности: низкая эффективность, слабая диверсификация энергоресурсов, большая нагрузка топливно-энергетического комплекса на экономику и окружающую среду.
Для решения задачи снижения нагрузки на окружающую среду, т.е. сокращения эмиссии парниковых газов, стратегия предполагает приоритетное развитие АЭС и ГЭС, введение парогазовых технологий вместо угольных ТЭС, увеличение использования альтернативных источников энергии. Как ожидается, снизится добыча угля после 2015 года. Все эти меры должны привести к стабилизации эмиссии парниковых газов к 2015 году на уровне 78-82% от объема 1990 года.
Однако присутствующие критически отнеслись к цифрам докладчика. Заместитель министра экономического развития, доктор экономических наук Андрей Глебов подчеркнул, что снижение энергоемкости может быть достигнуто за счет существенной модернизации самой энергетической отрасли, которая должна быть осуществлена в течение 7-10 лет. Академик Олег Фаворский, между тем, отметил, что государство не вкладывает средства в модернизацию заводов. А рост потребления энергии за первый квартал 2008 года составил 4% по сравнению с тем же кварталом 2007 года. Если к 2020 году мы планируем производить 250 гигаватт энергии, сказал он, то ежегодно наращивание энергетических мощностей должно составлять 10 гигаватт.
Академик Роберт Нигматулин считает, что обещания Росатома построить за 12 лет 32 атомных электростанции не отвечают положению дел в атомной энергетике: «Кто будет строить?», - задался вопросом академик.- «Из 55 тысяч человек, работавших в атомной промышленности, осталось 5 тысяч».
Академик Эдуард Волков высказал мнение, что ставку надо делать на газ. «Наш ресурс – газ. Надо развивать газовые месторождения», - сказал он. И добавил: «Пока не существует предпосылок развития энергетической стратегии, так как нет модели развития экономики страны». Что, видимо, и является причиной того, что за последние семь лет предложен уже четвертый вариант развития энергетики, как сказал академик Олег Фаворский. Представитель Министерства промышленности и энергетики РФ Владимир Саенко добавил, что над энергетической стратегией России работали 13 тематических групп, но пока безрезультатно. Так что прогнозы развития энергетики России пока так и не оформились в государственную стратегию.
Татьяна Зимина
2 июля 2008