Тайные знаки эпохи средней бронзы
Учёные выдвинули гипотезу, что расположение погребенного в катакомбе указывает на его социальный статус.
Специалисты Института археологии РАН проанализировали тысячи катакомб (подземных гробниц) эпохи средней бронзы (II тыс. до н.э.) Кавказа. Ученые пришли к выводу, что положение покойного в катакомбе, также как и расположение самой катакомбы в кургане, в частности её нахождение относительно центра кургана и остальных катакомб – неслучайны. Если научиться «читать» эту зашифрованную летопись, то можно много узнать о жизни кавказских кочевых племен II тыс. до н.э.
Чтобы разобраться в иерархии погребений кочевников, археологи классифицировали катакомбы по трём основным параметрам: общая конфигурация, расположение входа в могилу и общий вид вертикального профиля катакомбы (учитывались высота и наклон).
Впервые учёные подвергли классификации катакомбные погребения эпохи средней бронзы Кавказа в 1976 г. Тогда С.Н. Братченко выделил Т и М-образные катакомбы, в 1989 г. М.В. Андреева выделила катакомбы со смещёнными камерами. В 2007 г. Н.И. Шишлина добавила к ним Г, И, Ш-образные катакомбы.
Теперь А.Н. Гей предложил рассматривать не только форму катакомбы, но и её положение, как в кургане, так и относительно других катакомб, кроме того, он обратил особое внимание на положение костяка в погребении. Чаще всего центральным погребением в кургане с катакомбами является погребение эпохи энеолита (VI-V тыс. до н.э.). Подзахоронения с катакомбами, расположенными по кругу, были сделаны гораздо позже (II тыс. до н.э.). Катакомбы образовывали внутреннее и внешнее кольца захоронений. (Интересно, что трёхкатакомбных колец ни разу не было встречено).
Расположение погребённых в катакомбе А.Н. Гей предложил рассматривать по схеме, согласно которой в катакомбе погребённые могут лежать следующим образом: два человека параллельно друг другу и один – у них в ногах. Скорее всего, эта схема отражает место погребённых в кочевой повозке при жизни, и косвенным образом отражает их социальный статус. В одной катакомбе могло быть похоронено от 1 до 3 человек. Столько же человек могло поместиться в одну повозку. В этом случае всех погребённых можно разделить на три группы: человек правого колеса; человек левого колеса; поперечный человек.
Часто встречаются катакомбы, в которых один погребённый лежит с краю, при этом оставлено большое пустующее пространство, такие катакомбы получили называние ассиметричных. Скорее всего, ассиметричные катакомбы отражают схему обряда и представлений о загробном мире. Такие сооружения могли использоваться как для отражения их социального положения, так и для резервирования места для других людей или повозки.
Любопытно, что такое расположение скелетов в погребениях разных форм встречается во многих археологических культурах этого времени: в культуре Злота в Западной Польше; в еланинской культуре в восточном Алтае; в микенских шахтных гробницах; в бретонских насыпях и других.
Французский исследователь Жорж Дюмезиль в первой половине XX века обратил внимание на троичность структуры общества, которая, согласно его исследованиям, появилась в Индии в эпоху Варны (II тыс. до н.э.). Он предположил, что предки ариев могли перенести традиции профессиональной специализации в троичность общественных структур в рамках семейной (родовой) специализации. Возможно, выделенная схема является отражением этой троичности общества и формирующихся общественных институтов.
Предложенный подход к изучению курганных древностей – это новая методика анализа погребений и фактически новое направление в археологической науке. Оно может помочь новому осмыслению событий II тыс. до н.э. на Кавказе.
14 июля 2009