Забудьте о яичнице-глазунье навсегда!
Российским ветеринарам на борьбу с птичьим гриппом не выделено ни копейки. Однако они используют наработки 30-летней давности.
Об этом рассказал на недавно состоявшейся пресс-конференции академик РАСХН директор Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной санитарии, гигиены и экологии Анатолий Смирнов. По его данным, вирус птичьего гриппа H5N1 весьма устойчив во внешней среде. При неправильно проводимых санитарно-эпидемиологических мероприятиях, что, по его мнению, наблюдаются у нас сплошь и рядом, возможно дальнейшее распространение инфекции. Так, например, на замороженных при минус 27 градусах Цельсия тушках кур вирус сохраняет свою патогенность до 447 дней. Весьма опасны гниющие трупы погибших птиц, в которых вирус сохраняется до 60 дней, поэтому простое их закапывание недостаточно – их следует обязательно сжигать. Переболевшие, но выжившие птицы, пожизненно остаются вирусоносителями птичьего гриппа, поэтому тоже подлежат уничтожению.
Вирус прекрасно сохраняется в желтке и белке куриного яйца и, соответственно, потенциальная опасность заражения существует при его недостаточной кулинарной обработке.
Директор НИИ гриппа РАМН (С.-Петербург) академик РАМН Олег Киселев отметил, что перспективы финансирования российских проектов по разработке и промышленному выпуску вакцин против птичьего гриппа и создания банка пандемических вакцин остаются неясными. Между тем, «импульсный переход птичьего гриппа в циркуляцию в среде человека», т.е. появление вследствие мутации новой модификации вируса птичьего гриппа, который будет передаваться от человека к человеку, возможен, по мнению академика, в любой момент, но не позднее, чем через 1-2 года.
Разработки вакцин против птичьего гриппа начались сразу после первых случаев инфицирования и смерти людей в Гонконге в 1997 году. Однако первая созданная вакцина не была использована на людях из-за отсутствия в 1997-2003 гг. вспышек этого заболевания, и штамм, на основе которого была сделана вакцина, претерпел за этот период значительные изменения. Сейчас, по данным НИИ гриппа РАМН, только две из 12 крупных компаний, производящих вакцины против гриппа, добились ощутимых успехов в создании пандемической вакцины. Это Национальный Институт аллергии и инфекционных заболеваний (NIAD, США) и компания Sinovac Biotech Ltd. (Китай) совместно с Китайским управлением по качеству пищи и медикаментов (Chinese FDA). NIAD в августе 2005 г. провел успешные клинические испытания опытных партий вакцины, созданной в кооперации с Sanofi Pasteur (США, Пенсильвания) и Chiron Corporation (США, Калифорния). Окончательные выводы о пригодности данной вакцины предполагается получить к концу 2005 года.
Sinovac Biotech Ltd. и Chinese FDA закончили совместные клинические испытания вакцины против птичьего гриппа еще в 2004 г. Утверждение документации на эту вакцину и разрешение ее применения на людях ожидают в этом году.
В России на сегодняшний день реальных успехов по созданию вакцины против гриппа H5N1 добился НИИ гриппа РАМН, который ведет эти работы в рамках международных проектов в течение последних трех лет. В настоящее время завершены предклинические испытания вакцины, опытную партию которой начинает производить НПО «Иммунопрепарат» (Уфа), после чего начнутся клинические испытания препарата, которые могут длиться до нескольких лет.
Разработкой ветеринарной вакцины (для птиц) против вируса гриппа занимается НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Минсельхоза РФ (г. Покров, Владимирская обл.), который предполагает представить ее к испытаниям весной 2006 года.
Лабораторные образцы вакцины для птиц подготовил и Всероссийский научно-исследовательский ветеринарный институт птицеводства (Ленинградская область), который еще в 70-е годы 20-го века вел секретные работы по созданию вакцины против гриппа птиц. Созданная вакцина была успешно использована в некоторых птицеводческих хозяйствах Подмосковья и Казахстана при возникновении там локальных вспышек заболевания в 1976-1978 годах. Но затем работы по птичьему гриппу были приостановлены, поскольку считалось, что эта болезнь не представляет серьезной опасности. Отметим, что, по словам академика Анатолия Смирнова, эти работы института никак не финансируются.
14 ноября 2005