По следам «Двух капитанов» — новые артефакты
Результаты экспедиции в Арктику «По следам “Двух капитанов”» оказались более чем успешными: найдено несколько значительных артефактов, а также останки одного из членов потерянной почти 100 лет назад команды Альбанова.
В середине лета состоялась экспедиция (о ее подготовке см. По следам "Двух капитанов" ) на архипелаг Земля Франца-Иосифа. Ее участники, члены клуба «Живая природа» совместно с Русским географическим обществом и пограничной службой авиации ФСБ России, отправляясь на поиски потерянной в 1912 году команды, не ожидали, что им удастся сделать почти исторические открытия. Они выстроили приблизительный маршрут на участке от мыса Ниля до мыса Гранта на острове Земля Георга, который могли пройти люди, сошедшие со шхуны «Святая Анна», и на котором они бесследно исчезли. Участники экспедиции избрали для своих поисков очень короткий, но самый лучший период — когда в Арктике самое теплое время, а это значит, что ледовый и снежный покров минимален, и поиск осуществлять легче всего. Тем не менее, в первые же дни экспедиции (в разгар лета — с 20 июля) на острова налетел шторм с ветром 30-35 м/сек — тот самый, из-за которого в Баренцевом море потерпело крушение судно «Варнек». Но, к всеобщему удивлению, когда через пару дней на Землю прибыли журналисты, наступил внезапный штиль, стало очень тепло, и с трудом можно было поверить, что дело происходит в Арктике.
Спустя еще несколько дней поисков команда обнаружила целую тетрадь с записями, два бумажных отрывка, а самое главное — останки человека. Ни у кого нет сомнений, что этот человек — участник экспедиции Брусилова — Альбанова. Именно рядом с ним была обнаружена тетрадь, в которой легко можно разобрать упоминания о «Святой Анне». Кроме того, были найдены самодельные темные очки из бутылочных стекол, упоминавшиеся в дневниках Альбанова, единственные на всю команду наручные часы, ложка с инициалами «П.С.», винтовочные патроны и некоторые другие предметы. Все артефакты были отправлены на экспертизу.
Тетрадь был обнаружена среди базальтовых глыб, один тетрадный лист был впаян в лед, поэтому читаются эти бумаги очень хорошо; над еще одним комком бумаги придется потрудиться расшифровщикам, и все-таки руководитель новой экспедиции Олег Продан уже сейчас может пересказать содержание этих записей. Этот дневник описывает бытовые эпизоды жизни на погибающем судне — описание охоты на медведя, как была выдана последняя пайка табака, как вывозили на прогулку болеющего капитана (т.е. Брусилова). Вел дневник, по-видимому, матрос, хотя очень грамотный и с неплохим почерком. Как известно, единственная женщина на шхуне, Ерминия Жданко, попавшая в экспедицию почти случайно и исполнявшая обязанности и врача, и фотографа, и связиста, выдала каждому члену команды тетради и карандаши.
Если расшифровка бумажных артефактов не составляет большого труда, то генетическая экспертиза останков, которые были переданы криминалистам 3 сентября, — очень непростой этап. Череп и нижняя челюсть, а также часть шейных позвонков отсутствует: вероятно, их оторвало, когда сходил ледник, на теле есть «следы выветривания, следы зубов мелких и крупных хищных животных», как сообщает Виктор Звянин, судмедэксперт, профессор, заведующий отделом судебно-медицинской идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы. Он считает, что из останков можно выделить генетический материал любого вида, поскольку кости хранились всё это время практически в холодильнике — это намного проще, чем, к примеру, работа над останками царской семьи. В то же время для установления личности погибшего нет объектов сравнения — то есть это может быть любой из четверых потерянных на этом участке членов команды — Петр Максимов, Павел Смиренников, Ян Регальд или Владимир Губанов. Инициалы на ложке «П.С.» позволяют предположить, что это Смиренников, но эксперты хотят рассмотреть все варианты. Во-первых, Регальд — латыш, а в Латвии генеалогические базы данных намного лучше, чем в России. Во-вторых, по химизму костей можно установить вероятный регион изначального проживания погибшего. В-третьих, объявлен поиск родственников и потомков всех четверых человек.
Версии о причинах гибели найденного человека у всех членов экспедиции разные. Евгений Ферштер, исполнявший обязанности режиссера и оператора, считает, что этот человек был либо последним из погибших, либо первым, но его не смогли найти или достать, поскольку у него остались наручные часы, нож, ведро, кружка, которые бы очень пригодились остальным членам команды. Скорее всего, неизвестный упал в трещину и его снесло лавиной, поскольку его останки обнаружены в опасном районе камнепада, но эту версию должны подтвердить гляциологи: 100 лет назад там, где сегодня пляж, мог быть ледник высотой 20-30 метров. Такие серьезные изменения рельефа доказывает несоответствие описаний Альбанова с современной ситуацией на островах — там, где прежде был ледник высотой 200 метров, сегодня находятся лишь его остатки.
Помимо предметов потерянной береговой команды Альбанова участники экспедиции Олега Продана обнаружили 8 артефактов экспедиции Джексона 1895 года (они будут переданы Британскому Королевскому Географическому обществу), а также артефакты норвежской «экспансивной экспедиции» 1930 года — когда Норвегия была не согласна с закреплением Земли Франца-Иосифа за Советским Союзом, она устраивала подобные экспедиции, имевшие целью устранение следов пребывания в Арктике советских полярников.
Олег Продан и его команда готовят документальный фильм о своих исследованиях на Земле Франца-Иосифа, но полагают, что это только начало настоящих поисков, поскольку не найдены останки еще трех человек, и поскольку теперь понадобится техника, просвечивающая грунт до 5 метров глубиной, а значит, главная задача — снова выгадать летний период таяния ледников и организовать новую экспедицию.
16 сентября 2010