Дорожные знаки по новой технологии
Для большего привлечения внимания к информационным сообщениям, указателям и знакам на дорогах сотрудники Физического института им. П.Н. Лебедева РАН (ФИАН) предлагают использовать различные типы голограмм.
Современные дороги подчас перенасыщены информацией, рассеивающей внимание водителей. Например, о наличии впереди дорожной полосы ответвления, связанного только с этой полосой, вовсе не обязательно знать человеку за рулём с соседней полосы. Такая же ситуация с разрешением или запрещением поворота для отдельных полос на перекрёстке. В качестве альтернативной технологии для производства дорожных знаков, дорожной разметки, причальных визиров и прочих технических средств регулирования дорожного движения сотрудники ФИАНа предлагают использовать голограммы, способные переливаться всеми цветами радуги в видимом диапазоне. Их достаточно легко изготовить и тиражировать.
На одном голографическом знаке записывается сразу несколько информационных сообщений, которые видны под разными углами. Таким образом, каждый участник движения в зависимости от его положения на дороге получит нужную в данный момент информацию. А для конкретного участка дороги можно создать собственный «универсальный знак». Максимальный угол обзора голограммы достигает 180 градусов, а минимальный (для определённого ракурса) – всего доли градуса. Однако воспроизводить различные изображения с разных точек можно не только в зависимости от угла зрения, но и от расстояния до голограммы. Например, есть возможность «научить» голографический знак увеличивать яркость – ярко вспыхивать или начинать мерцать при приближении транспорта, привлекая большее внимание.
По мнению руководителя проекта, заведующего лабораторией сверхбыстродействующей оптоэлектроники и обработки информации ФИАН, кандидата физ.-мат.наук Андрея Путилина, радужные голограммы могут служить и в качестве ретрорефлектора, отражающего свет фар. В этом случае знак, на который направлены фары автомобиля, будет светиться, к примеру, зелёным, а для водителя транспорта, идущего навстречу, по соседней полосе или выезжающего сзади на обгон – отражённый свет будет красным. Это послужит предупреждением: по полосе уже кто-то движется, значит, ехать туда нельзя.
Не секрет, что пешеходы порой забывают о светофорах, а водители – о «зебре». Голографические мигающие знаки, встроенные непосредственно в проезжую часть или около неё, могут оповестить пешехода о приближающемся автомобиле, а находящегося за рулём – о пешеходном переходе впереди. Такие знаки будут полезны на парковках и причалах как предупреждающие о приближении опасной зоны, например, стены. Голограммы можно интегрировать и в систему световых сигналов транспортных средств.
На фото: пример голографического ограничительного дорожного знака – максимальная скорость движения в зависимости от угла зрения.
2 октября 2010