Кто защитит суда и маяки?
Для морской державы в России ничтожно мало морских музеев. На это обстоятельство обратили внимание эксперты-музейщики на пресс-конференции, которая состоялась на борту легендарного ледокола-музея "Красин".
Пресс-конференция на борту «Красина» стала частью международной конференции "Проблемы изучения и сохранения морского наследия России", которая прошла в октябре Санкт-Петербурге с участием более двухсот ученых и музейщиков из одиннадцати стран.
Ученые привели неутешительную статистику: во всей России не насчитать и 20 крупных морских музеев (для сравнения, в США их более 200). В стране практически не строятся действующие копии исторических судов – их менее одного процента; для такого строительства нет ни законодательной базы, ни финансовых ресурсов.
Порядка 200 из 350 отечественных маяков и навигационных знаков на морских побережьях представляют исключительную историческую и культурную ценность в силу своих уникальных инженерных решений. Однако Росохранкультура не спешит узаконить их исторический статус: только тринадцать из двухсот маяков защищены решениями соответствующих госорганов. Между тем во всем мире работают госпрограммы по сохранению морских маяков как культурно-исторических обьектов; множество маяков открыты для посетителей и используются как выставочные площадки.
Выступая на конференции, директор музея Мирового океана в Калининграде, председатель правления Ассоциации "Морское наследие России" Светлана Сивкова назвала морское наследие России визитной карточкой страны как морской державы и показателем отношения государства к своей геополитической роли. Сивкова напомнила, что первым и долгие годы единственным судном музеем в нашей стране оставался крейсер "Аврора". Затем научно-исследовательское судно "Витязь", завершив тридцатилетнюю «научную карьеру», положило начало музею Мирового океана в Калиниграде. Академическое судно в качестве музейного раритета было передано на баланс Минкультуры РСФСР, его ремонт взял на себя минсудпром, проводка и стоянка решались в морфлоте, набережную для экспозиции выделила администрация Калининграда. Здесь, к калининградском музее, представлены все флота на плаву: научно-исследовательский, космический, военно-морской, ледокольных и рыболовный. У причала ошвартованы самый большой на планете корабль науки, первая в стране подлодка, единственное в мире судно космической связи, ледокол-музей и рыболовное судно. Филиалом этого музея сегодня стал и патриарх российского флота ледокол «Красин», стоящий на вечном приколе в Санкт-Петербурге.
Среди других тем, поднятых на конференции, - использование аппаратов для глубоководного погружения «Мир». По словам еще одного известного калиниградца, ученого-океанолога Анатолия Сагалевича (руководитель погружений на "Мирах"), готовится кругосветная экспедиция на борту одного из кораблей науки под иностранным флагом, с использованием этих глубоководных аппаратов. Проект, рассказал Сагалевич, предусматривает семьдесят погружений "Миров" в различных акваториях Мирового океана. За более чем 20-летнюю вахту "Миров" в различных точках Мирового океана российские специалисты разработали инновационные технологии: "Миры" участвовали в съемках американского фильма "Титаник", в работе комиссий по изучению причин гибели атомных подлодок "Комсомолец" и "Курск". Два аппарата типа "Мир", построенные в Финляндии по заказу СССР, 23 года несут глубоководную вахту. При разумном и технически обоснованном обслуживании "Миры" могут прослужить еще полвека, считает Анатолий Сагалевич.
Конференцию "Морское наследие России" в Санкт-Петербурге организовали и провели морская коллегия при правительстве РФ, минкультуры РФ, морской совет при правительстве Санкт-Петербурга, Русское географическое общество, фонд "Морское образование", фонд поддержки Российского флота, Ассоциация "Морское наследие России", Центральный военно-морской музей и музей Мирового океана.
6 ноября 2010