Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Стартует третий этап экспедиции «Полярное кольцо»

Все новости ›

17 февраля начнется первый в истории освоения Арктики трансполярный переход от берегов России до побережья Канады через точку Северного полюса на колесных плавающих вездеходах.

Этот этап экспедиции «Полярное кольцо» — уже третий по счету. Первый прошел в апреле-мае 2002 года, когда путешественники преодолели путь от Салехарда до Певека — самого северного города планеты. Второй этап состоялся в мае 2007 года, когда они прошли путь в 4500 км и достигли северных берегов России.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Сейчас путешественники готовы начать предпоследний, самый сложный этап экспедиции — трансполярный переход от берегов России до Канады. Чтобы, по замыслу путешественников, продолжить путь по «полярному кольцу», им предстоит перебраться на американский континент — пересечь Северный Ледовитый океан через Северный полюс. Прежде этот маршрут не удалось до конца пройти никому.

Подготовка к экспедиции длилась долго — это связано с тем, про часть маршрута лежит на территории Канады, и на получение всех необходимых документов потребовалось много времени. «Организационный этап порою бывает гораздо сложнее, чем сама экспедиция, — признается Владимир Чуков, руководитель экспедиции. — Пробиться через барьеры административные, политические, финансовые очень непросто. Мы ждем не дождемся, когда окажемся в Арктике и попадаем в свою стихию, где мы понимаем, что от нас зависит и как себя вести, чтобы все сложилось благополучно».

Экспедиция состоит из восьми человек, каждый из которых отвечает за свою часть работы: руководитель экспедиции — Владимир Чуков, главный механик — Александр Борисевич, механики Илья Фрейдович, Анатолий Гвирджишвили и Дмитрий Кутало; Олег Кажарский отвечает за видео, радио, навигацию и компьютерную поддержку, члены экспедиции с Канадской стороны — Сергей Фенев и Михаил Глан.

В экспедиции участвуют подготовленные люди — мастера спорта, лыжники, путешественники. Многие из них уже ходили по подобному маршруту в Арктике на лыжах, хотя некоторые отправятся в такое путешествие в первый раз. Руководитель экспедиции Владимир Чуков признает, что все участники уже «не мальчики», но считает, что они трезво оценивают свои силы.

Двигаться путешественники будут на двух уникальных машинах. С 2005 года конструкторы-профессионалы из команды экспедиции самостоятельно создали пять машин, каждая из которых обладала особыми свойствами. Специально для движения по дрейфующим льдам была создана шестая модель — «Полюс». Это полноприводная шестиколесная плавающая машина. За счет размера колеса — 1700 мм — и шин сверхнизкого давления повышаются качества проходимости машины, ее плавучесть. Снизить собственный вес машины позволила новая цепная трансмиссия. Двигатели в машинах дизельные, немецкие.

По словам путешественников, за все время предыдущих экспедиций проблем с вездеходами не возникало.

Решение ехать на двух машинах, а не на трех или более, может показаться рискованным, но оно возникло не случайно. «Единое руководство во время движения машин почти невозможно — каждая из них решает свои локальные задачи, — рассказывает Владимир Чуков. — Поэтому для сохранения единства коллектива мы едем на двух машинах, а не целым обозом. Чем больше машин, тем ниже темп движения и выше риск. Задача — двигаться как можно плотнее и идти одной связкой в прямом и переносном смысле: в случае чего вытянуть машину с двумя прицепами может только вторая машина». Во время движения в машине находится только один человек — остальные пробивают дорогу арктическими ломами — пешнями, ищут обходы, ледовые мосты. В машинах, возможно, придется даже ночевать — они оборудованы спальными местами: в случае опасности в условиях дрейфующих льдов может просто не хватить времени быстро свернуть палатку.

В путь путешественники выдвинутся 17 февраля, когда самолеты АН-74 вылетят с командой и необходимой техникой из аэропорта Шереметьево на остров Средний. Там в течение пяти-шести дней исследователи будут собирать машины, загружать продовольствие и ставить оборудование. С острова путешественники отправятся в путь длиной около 1000 км до Северного полюса. Этот путь они уже преодолевали на лыжах четыре раза и хорошо знакомы с окружающей обстановкой. Идти экспедиция будут не четко по меридиану, а восточнее — чтобы выйти на более надежную льдину моря Лаптевых. Отойдя от Северной земли на 1000 км, экспедиция начнет двигаться на север. Путь этот займет полтора-два месяца.

На полюсе путешественники пополнят запасы топлива и продовольствия на ледовой базе «Барнео» — она уже более десяти лет используется и в туристических целях, и научными организациями. Исследователи сменят снаряжение и наденут более легкую одежду — к тому времени ожидается плюсовая температура. После трех-четырех дней передышки экспедиция продолжит движение по направлению к канадскому острову Уорд Хант. Северная часть Канады совсем не похожа на российскую тундру — это архипелаг, состоящий из множества островов и проливов, скал, ледников и гор, высота которых достигает двух километров. Двигаться там придется по проливам, в не по суше.

Конечная точка путешествия — поселок Резольют Бэй. Он находится в более чем 1000 км от побережья. Это крайний населенный пункт Канады, с которым есть авиационное сообщение. Оттуда путешественники отправятся домой.

Среди членов экспедиции нет ученых, но экспедиция надеется принести пользу науке. «Мы всегда предлагаем ученым свою помощь — во время экспедиции мы готовы бесплатно собирать уникальную информацию, образцы, делать какие-то замеры, — говорит Владимир Чуков. — Ни у кого в мире такой возможности раньше не было. Но убедить ученых в том, что это нужно, бывает сложнее, чем сделать сами замеры. Мы постоянно выходили на контакты с разными учреждениями, но внятных ответов получить почти не удалось».

И все же отклик в научной среде организаторы экспедиции нашли. Среди откликнувшихся — НИИ океанологии РАН в лице Игоря Мельникова. Экспедиция выполнит работы по сбору статистических данных и проб образцов снега и льда. Также путешественники выполнят наблюдения за белыми медведями по заданию Института проблем экологии и эволюции РАН. Кроме того, они проведут полномасштабное тестирование российской навигационной системы ГЛОНАСС в условиях Арктики.

Путешественники также планируют зайти в глубину залива Мак Клинтока возле острове Элсмир. Именно там, по одной из версий, мог приземлиться исчезнувший в 1938 году самолет известного советского летчика Сигизмунда Леваневского. Разрешения на аппаратуру для специальных поисков у членов экспедиции нет, но они собираются произвести киносъемку залива, чтобы было понятно, мог или нет больше семидесяти лет назад там сесть тяжелый самолет.

На Северном полюсе члены экспедиции собираются опустить на дно Северного Ледовитого океана особую капсулу с посланием для потомков. Капсула, которая может выдержать 4500 атмосфер и сохранить электронный носитель информации, была создана НПП «Торий». «Эта затея звучит немножко наивно, но не надо забывать о молодежи, — считает Владимир Чуков. — Мы хотим с помощью интернета предоставить возможность школьникам и ребятам постарше выразить свои сокровенные мысли, идеи, которые затем запишем на жесткий носитель. Главное, нужно создать атмосферу, чтобы потомкам было интересно эту капсулу найти. Нужно, чтобы СМИ смотрели на экспедицию не как на забаву, а как на что-то, что объединяет людй, отвлекает их сознание от чепухи. Жизнь гораздо интереснее и многограннее, чем то, что мы видим и читаем в СМИ». По словами Владимира Чукова, когда он общается со школьниками, те просто не верят, что с ними находится живой человек, который путешествовал в Арктике. Им трудно осознать, что все это происходит сегодня, а не когда-то, как полет на Луну или походы Амундсена. «Думаю, если им уделять немного больше внимания, рассказывать обо всем — откроется дополнительная возможность приложения их энергии, которую они не знают, куда деть», — считает Владимир Чуков.

Четвертый этап экспедиции запланирован на 2014 год. Тогда путешественники должны замкнуть «полярное кольцо», пройдя вдоль арктического побережья Канадского архипелага и Аляски и преодолев Берингов пролив.

Вся информация о путешествии будет появляться на сайте экспедиции http://www.ec-arctic.ru/. С помощью сервиса Google Maps там будет в реальном времени появляться информация о маршруте путешествия. Там будут размещены и дневники членов экспедиции, где они расскажут о своем опыте.

Книгу "Путями первопроходцев" о предыдущих походах экспедиционного центра «Арктика» под руководством Владимира Чукова можно, изданную в серии «Библиотека журнала «Наука и жизнь» можно приобрести в нашем Интернет-магазине, а также в редакции журнала.

9 февраля 2011

Автор: Наталья Демьянкова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки