Миф о Наполеоне
Современные историки, обращая взор на события времен Наполеоновских войн, пытаются яснее представить фигуру императора и полководца.
2012 — год истории и 200-летняя годовщина Бородинской битвы. В преддверии юбилея в Москве проходила международная научная конференция «Наполеоновские войны на ментальных картах Европы: историческое сознание и литературные мифы». Несколько пространное для научной конференции название более чем удачно отражает направление представленных исследований, которое можно определить как «Миф о Наполеоне» — отражение образа великого императора в литературе, искусстве и исторической памяти народов, охваченных военными событиями двухвековой давности.
Участники конференции «искали Наполеона» во всех культурных пластах Европы и России XIX и XX веков — от мемуаров солдат и маршалов до дневниковых записей дворянок, очарованных фигурой великого императора и завоевателя, от карикатур на французскую армию в целом и Наполеона лично времен Отечественной войны 1812 года до продуктов массовой культуры XXI века в виде компьютерных игр и комиксов.
История – не только собрание сухих фактов и показаний очевидцев, но и представления потомков о происходивших некогда событиях. Последних представлял на конференции Шарль Наполеон — праправнук Жерома, брата Наполеона I, и Президент Федерации наполеоновских городов Европы. Он особо отметил интерес энтузиастов во многих странах Европы к историческим реконструкциям баталий, особенно к тем, что закончились поражением армии Наполеона (в России Государственный Бородинский музей-заповедник в начале сентября традиционно проводит военно-исторический праздник «День Бородина» с реконструкцией эпизодов Бородинского сражения).
По-своему смотрят на Наполеоновские войны и в Италии, для которой участие в войне было попыткой выйти с периферии европейской политической жизни, целью итальянцев в сражении на Бородине было показать себя.
Президент Института Наполеона, Жак-Оливье Будон, в свою очередь, отметил, что в целом русская кампания 1812 года осталась в мемуарах участников европейской армии не столько как завоевательная кампания, или как история грандиозного поражения, но как победа каждого солдата над собой в тяжелейших условиях войны. Армия Наполеона не была едина ни по духу, ни по целям, ни по этническому составу, отступление далось рядовым солдатам большой ценой. Во многих мемуарах встречалась критика императора, в том числе и со стороны маршалов. И, тем не менее, в истории так называемая «позолоченная» легенда великого императора победила «черную легенду» о тиране-завоевателе.
Совершенно с другой стороны предстал образ Наполеона в докладе Лидии Березовской «Наполеон в русской карикатуре 1812-1813 гг.». Карикатуры отвечали потребности населения посмотреть на великого императора и завоевателя. Причем подписи к ним велись на русском и французском языках – в России проживало достаточно французов – беженцев от французской революции, представлявших собой средний слой. Интересно, что над созданием этого продукта традиционно народного творчества трудились профессиональные художники – И. Теребенев, А. Венецианов, И. Иванов.
Восприятие и изображение Наполеона и его армии менялось по мере развития событий военной кампании. Если сначала Наполеон изображался в печати безобразным и грозным противником, черты его лица на рисунке складывались из множества жертв, то под конец великий император на карикатурах удирал из России верхом на свинье, а в Париж въезжал верхом на раке. Не обошли стороной и тему холодов – армию на «зимних квартирах» изобразили увязшей в сугробах. И чем больше бедствий терпела французская армия, отступая из Москвы, тем меньше в карикатурах наблюдалось насмешек, а после смерти императора в 1821 они вовсе прекратились. Характерно, что на карикатурах противостояния русских и французов никогда не изображался император Александр I – видимо, происхождение и тот способ, которым Наполеон I оказался на престоле, не позволяла карикатуристам поставить его вровень с «истинным» императором по происхождению.
Наполеоновские войны еще не раз напоминали о себе в течение военных и околовоенных событий двух прошедших веков. О них вспоминали в Крымскую войну 1853-56 годов, когда фактическое поражение русской армии пытались представить как моральную победу, а затопление кораблей 1854 года ассоциировали с советом в Филях. Спустя десятилетия с Наполеоном сравнивали и маршала М.Н. Тухачевского, отмечая не только талант и манеру ведения боя, но и жестокость красного маршала.
«Миф о Наполеоне» оказался легко адаптируемым для стран с разной ментальностью, вследствие чего фигура Наполеона нашла отражение и в явлениях массовой культуры нашего времени, и прежде всего в современных романах о Наполеоне (André Osi, «Napoléon»). Не менее популярна история человека self-made, который всего в жизни добился сам, в США, и даже в Японии (манга Riyoko Ikeda «Eikoku no Napoleon – Eroica», Hasegawa Tetsuya «Napoleon 15»), где акцент делался на упорный труд, который привел Наполеона на вершину славы. Автор доклада «Наполеон и массовая культура сегодня» Кандис Оброн-Ваттэр отметила, что фигура Наполеона оказалась экономически выгодной, ведь всё связанное с Наполеоном – прекрасно продается.
Несколько иначе «миф о Наполеоне» используется в видеоиграх, где за основу берется скрытое желание и виртуальная возможность переписать историю сражений и примерить роль Наполеона на себя. Игры характеризуют Наполеона как продукт власти и богатства — в этом отличие типично маркетингового подхода к «Мифу о Наполеоне».
30 сентября 2011