Памяти патриарха отечественной космонавтики
14 декабря на 100-м году ушел из жизни выдающийся ученый-конструктор, сподвижник Сергея Королева, академик Борис Черток.
На торжественном собрании в мэрии Москвы, посвященном 50-летию запуска первого искусственного спутника Земли, много славословили, особенно в адрес присутствующего в зале тогда 95-летнего Бориса Чертока, отправившего в 1957-м в полёт очередную королёвскую «семёрку» с писклявым шариком на борту. Тогда это был действительно прорыв в космос, который оценил по достоинству весь просвещенный мир.
Затем выступил сам Борис Евсеевич. Он очень точно, без прикрас рассказал, как напрягалась вся страна, обеспечивая советскую космическую программу. В частности, он довел до сведения присутствующих, что каждый вывод в космос Р-7 стоил столько же, сколько построенный 100-тысячный город со всей инфраструктурой. Это откровение поразило всех, но мало кто осмелился процитировать великого конструктора космической техники. А ведь до и после спутника были десятки запусков таких «семёрок». «Мы все это понимали, но гонка была жесткой, и советский народ в ней победил», – сказал академик.
Путь к вершинам ракетостроения у Бориса Чертока начался с самой нижней ступеньки: он начинал более 80 лет назад электромонтером на Краснопресненском силикатном заводе, затем проявил незаурядные конструкторские способности на авиационных предприятиях. Перед самой войной разработал автоматический бомбосбрасыватель. В 1934-1940 годы Черток учился в Московском энергетическом институте. В 1937-м, без оконченного высшего образования его назначили ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолетов для полетов на Северный полюс и трансполярного перелета Москва-США.
Во время Великой Отечественной войны Борис Черток разрабатывал автоматику управления вооружением самолетов и зажигания жидкостными ракетными двигателями. Сразу после войны его направили в Германию для изучения трофейной ракетной техники. Он принимал участие в изучении, сборке и первых пусках трофейных ракет Фау-2, затем в разработке, производстве и испытаниях их советского аналога Р-1 и всех последующих советских боевых ракет. В 1950 году Черток перешел на работу в ОКБ-1 (Конструкторское бюро Сергея Королева, будущая РКК «Энергия») под руководством Михаила Янгеля.
Борис Черток – доктор технических наук, создатель целой научной школы по разработке и применению бортовых систем управления и электрических систем для ракетных и ракетно-космических комплексов. Он участвовал в разработке первых отечественных баллистических ракет дальнего действия, космических ракет-носителей и высотных геофизических ракет, первых искусственных спутников Земли и научных спутников «Электрон», спутников связи «Молния-1» и фотонаблюдения «Зенит», автоматических межпланетных станций для полетов к Луне, Марсу, Венере, проектировании и создании первых космических кораблей – на одном из них совершил полет Юрий Гагарин.
В 1968 году Борис Черток избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению механики и процессов управления, а в 2000 году – действительным членом РАН. Более 50 лет читал лекции студентам МГТУ им. Н.Э. Баумана и МФТИ. Автор и соавтор более двух сотен научных трудов, в том числе монографий и четырехтомника воспоминаний «Ракеты и люди».
С 1974 по 1992 год Борис Черток был заместителем генерального конструктора по системам управления, а с 1993 года и до последних дней оставался главным научным консультантом генерального конструктора РКК «Энергия» им. С.П. Королева.
15 декабря 2011