Как КИТы заменяют КЮТы
Прежде моделизм был рукодельным, а сегодня – лишь подобие того. Но желание творить еще осталось: в третий раз в Москве прошла выставка Hobby Expo.
В МВЦ «Крокус Экспо» свое умение демонстрировали юные моделисты и великовозрастные парни. Подобные выставки раньше проходили во многих городах, куда съезжались умельцы из окрестностей со своими поделками. Уровень самодельщины и моделизма был очень высок. Проводились республиканские и всесоюзные соревнования. Это была целая сеть КЮТов и СЮТов (клубов и станций юных техников – эти слова ныне на слуху только у людей среднего и старшего поколения) — и жизнь научно-технического творчества молодежи кипела.
С одним из таких «стариков» мы познакомились в Северодвинске накануне московской выставки. Мастер спорта России международного класса Александр Кузнецов руководит кружком судомоделистов Центра юношеского научно-технического творчества (в прошлом – СЮТ). В судомоделизме он уже 40 лет и не оставляет своего любимого занятия. Сегодня в городе судостроителей он строит со своими подопечными роскошные модели – фрегат «Паллада» и атомные подводные лодки, которые делают на верфях Северодвинска. Нам показали и действующую модель судна на воздушной подушке, созданную в мастерской ЦЮНТТ, которая покоряла лужу на улице города.
В «Крокусе» Александр Федорович присутствовал, чтобы не потерять класс, к сожалению, в одиночестве, без учеников – приехать в Москву ведь не так просто. Кстати, модели северодвинцев заняли два призовых места в соревновательной программе выставки.
Выставка Moscow Hobby Expo была разделена на несколько неравных частей. Самая большая – с хорошо оборудованным бассейном и подиумом с моделями – была отведена «корабелам». Бассейн использовался для квалификационных гонок радиоуправляемых моделей. После гонок показывали на плаву модели – копии исторических и современных судов.
В центральной части – мини-корты для гонок разного класса автомашин и демонстрационных копий. Многих посетителей привлекала площадка с условиями, максимально приближенными к «боевым», на которой демонстрировалась радиоуправляемая военно-транспортная техника. И никто из испытателей не свалился в грязь!
Большой участок за редкой сеткой отвели авиамоделистам, где испытывали «под куполом» выставочного зала модели воздушного боя, свободно летающие копии и кордовые. Небольшую часть занял железнодорожный транспорт — главным образом готовые копии подвижного состава Deutsche Bahn. В центре выставки демонстрировали достижения клубные команды — как правило, это были тщательно сделанные стендовые модели.
Сейчас моделисты используют огромное количество «КИТов» — сборных комплектов МАСТЕР КИТ (от английского кit — набор, комплект) масштабных авиа, авто и других моделей, рассчитанных на тех, кто любит мастерить, но кому не хватает времени или терпения. И растет число любителей, использующих эти наборы. Вместе с этим обеднела самодеятельность моделей: зачем делать эскизы, расчеты и чертежи, а потом корпеть над чем-то, если все можно купить в магазине. Однако традиции копирования все-таки сохраняются, особенно в судомоделизме. И «КИТобразные» модели должны показываться отдельно от чистых самоделок, чтобы даже неискушенный зритель видел класс работы и уровень использованных научных и технических знаний, а начинающие моделисты знали, к чему им стремиться.
Растет и возраст сегодняшних моделистов. Многие в юности поглощены совсем другими занятиями, затем приходится строить карьеру. И только потом человек начинает понимать, что он не сумел воплотить свои юношеские мечты, не успел наиграться в эти удивительные технические игрушки. Неспроста основной контингент участников и демонстраторов — уже довольно взрослые люди, юность которых пришлась на 1990-е – начало 2000-х годов, когда уже не стало ни СЮТов, ни КЮТов.
На фотографиях: 1-5) экспонаты выставки и действующие модели; 6-8) корабелы Северодвинского ЦЮНТТ на Moscow Hobby Expo и у себя дома.
25 апреля 2012