Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

На поиски каравеллы Виллема Баренца

Все новости ›

Уникальная экспедиция отправилась в Ледяную гавань – место последней зимовки каравеллы Виллема Баренца. В планах экспедиции поиск и возможный подъем останков судна.

В конце сентября из Архангельска на НИС «Алдан» стартовала экспедиция на архипелаг Новая Земля, с целью поиска останков корабля, на котором в 1596 году Виллем Баренц пытался пройти из Европы в Индию.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Инициатор и идейный вдохновитель экспедиции – Дмитрий Кравченко, историк, штурман дальнего плавания, Вице-президент Ассоциации Путешественников, заручился поддержкой Фонда содействия северным и арктическим территориям «Север – наш!» и администрации национального парка «Русская Арктика», на территории которого, у берегов мыса Спорый (о. Северный, Новая Земля), предположительно и находятся останки «летучего голландца».

Экспедиция станет заключительным этапом работы команды Кравченко в Ледяной гавани – места, где в 1596 году голландская экспедиция под руководством шкипера Виллема Баренца провела самую сложную свою зимовку в попытке пройти Северным морским путём из Европы в Индию.

Техническую часть работы по поиску и возможному подъему останков судна Баренца взяло на себя ООО «Гольфстрим» (Северодвинск), специализирующееся на подводных и водолазных работах любой степени сложности. Уникальность археологических находок в том, что подъем со дна Баренцева моря частей затонувшего судна, позволят российским учёным впервые реконструировать каравеллу эпохи Великих географических открытий.

По многочисленным гравюрам известно, как выглядели корабли XV–XVI веков, но точными сведениями об особенностях конструкции корпусов и технологии постройки кораблей, которые позволили человечеству познать весь земной шар, современная историческая наука почти не обладает. Среди бесценных исторических артефактов, затонувших вместе с кораблём и лежащих на дне бухты Ледовая Гавань, останки корпуса, восемь пушек, три якоря, две рынды и другое корабельное снаряжение.

За месяц работ на особо охраняемой природной территории России, экспедиционеры ставят весьма амбициозные задачи. Среди них – выполнение сложных подводных гидротехнических работ по расчистке корпуса каравеллы от наносного грунта, проведение обмеров и фиксации днищевой части корпуса каравеллы, определение степени его сохранности и методики подъема и консервации, произведение подъема артефактов корабельного вооружения (пушек, якорей, судовых рынд и судового снаряжения), обеспечение их сохранности и передача в музеи страны.

Как и в прошлом году, экспедицию финансирует Фонд содействия северным и арктическим территориям «Север – наш!». Президент Фонда  Юрий Неелов придает огромное значение этому проекту и считает, что «труд этих увлеченных людей приумножит знания истории географических открытий на арктических территориях России, а их исследования будут уникальны для всего мирового сообщества. И успех данного проекта может привести к открытиям мирового уровня».

Спутниковая система «Гонец» обеспечивает связь с экспедицией, что позволяет нам обновлять информацию ежедневно. Все новости проекта – в блоге: www.carvelbarents.blogspot.com

На фото:

1. Карта первой экспедиции В. Баренца, составленная ван Линсхотеном.

2. Научно-исследовательское судно «Алдан» (на базе МКРТМ типа «Лаукува») 1989 г. постройки/2012 г. модернизации. Этот перестроенный рыболовецкий траулер в качестве исследовательского судна выполняет свой первый рейс. Именно поэтому команда была отобрана с особым вниманием.

5 октября 2012

Автор: Пресс-секретарь проекта Айгуль Бакиева


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки