Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Поиски легендарного корабля будут продолжены

Все новости ›

Экспедиция Российского Географического Общества, отправившаяся на поиски каравеллы Виллема Баренца, возвращается домой.

Научно-исследовательское судно «Алдан» покинуло место поиска знаменитой каравеллы – Ледяную Гавань, место, где в 1596 году голландская экспедиция под руководством шкипера Виллема Баренца провела самую сложную свою зимовку в попытке пройти Северным морским путём из Европы в Индию.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Поисковые работы на месте гибели судна начались в 1977 году, после чего в 1978, 1979, 1980, 1982, 1985, 1991, 1992, 1995, 2006, 2008 и 2009 годах в Ледяной гавани работали очередные экспедиции.

Не смотря на то, что корабль по-прежнему не найден, нельзя сказать, что экспедиция была неудачной. «Да, - сказал Дмитрий Кравченко, историк, штурман дальнего плавания, Вице-президент Ассоциации Путешественников России и идейный вдохновитель экспедиции. – Корабля мы не нашли, но обнаружили большое скопление его фрагментов в том месте, где и не предполагали, поэтому всё ещё впереди».

По многочисленным гравюрам известно, как выглядели корабли XV–XVI веков, но точными сведениями об особенностях конструкции корпусов и технологии постройки кораблей, которые позволили человечеству познать весь земной шар, современная историческая наука почти не обладает. Среди бесценных исторических артефактов, затонувших вместе с кораблём и лежащих на дне останки корпуса, восемь пушек, три якоря, две рынды и другое корабельное снаряжение.

В составе экспедиции вошли профессионалы высокого класса – геофизики, археологи. Техническую часть работы по подъему останков судна взяла на себя водолазная бригада из Северодвинска, специализирующаяся на подводных и водолазных работах различной степени сложности. Все исследования и работы фиксировались на фото и видео.

«В 15:45 Алдан загнул петлю, чтобы встать носом к выходу из Ледяной гавани, и начал набирать обороты. Капитан объявил: "Внимание, экипаж и участники экспедиции, берём курс на Архангельск. Ориентировочно, прибываем 21-го утром. Не расслабляться, погода впереди штормовая". За чаем в кают-компании выяснилось, что идём восточным берегом Новой Земли, через пролив Югорский Шар. Таким образом, получится, что во время экспедиции полностью обойдём архипелаг и замкнём петельку в Архангельске», - пишет в своем дневнике журналист и член экспедиции Игорь Емельянов.

Главный летописец экспедиции в своих записях сравнивает поиски 2012 года с дневниковыми записями из 16 века, которые чудом дошли до наших дней: «В глобальном смысле всё похоже. Три экспедиции 16-го века не увенчались успехом. 12 экспедиций века 20-го тоже. Сейчас мы оцениваем их плавания не по результату, а по процессу. До Индии они не дошли, зато сколько приключений. Мы не нашли каравеллу Виллема Баренца, зато как искали. На своей шкуре попробовали, каково оно – ночевать в продуваемом насквозь зимовье, и дымом из очага нам точно так же ело глаза, как и голландцам. Мне даже кажется, что медведи нас посещали с той же регулярностью, и те же самые», – пишет Емельянов в блоге экспедиции.

На фото (источник www.carvelbarents.blogspot.com): 1. Белый медведь – хозяин Новой земли. 2. Научно-исследовательское судно «Алдан». 3. Реконструкция каравеллы Виллема Баренца. 4. Карта поисков корабля.

19 октября 2012

Автор: Юлия Смирнова по материалам www.carvelbarents.blogspot.com


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки