Ученые и художники вошли в контакт – зрительный, вербальный и ментальный
На два дня в Политехническом музее сошлись вместе представители науки и искусства, чтобы сопоставить два взгляда на человека, его мозг и окружающую реальность.
В международном научно-художественном симпозиуме «BRAINSTORMS. Художник в контексте нейронаук» приняли участие нейробиологи, философы, художники, музыканты. Организатором симпозиума выступила LABORATIRIA Art&Science Space.
Поводом для события стал перформанс художницы Марины Абрамович, проведенный два года назад в Музее современного искусства в Нью-Йорке и повторенный в 2011 году в московском арт-клубе «Гараж», уже при участии российских нейрофизиологов. Суть перформанса в том, что люди смотрят в глаза друг другу – часами, сколько смогут выдержать. Как рассказывает Марина Абрамович, она провела три месяца (716 часов), смотря в глаза разным людям, и за это время испытала совершенно необычные эмоции и состояния: «я могла читать их душу, я видела свет вокруг их тел». Это побудило ее обратиться к специалистам, чтобы узнать, что именно происходит в мозге человека при контакте «глаза в глаза». Иными словами, узнать, может ли наука «измерить магию взгляда».
Ученые отнеслись к этой идее достаточно серьезно. «Я думаю, что магия взгляда – это удивительный объект для исследователя, – считает нейробиолог Константин Анохин, – когда наши глаза встречаются с глазами другого человека, моментально происходит вспышка особых процессов в мозге». А Михаил Бурцев подчеркнул, что наука крайне редко исследует мозг при взаимодействии людей, мы очень мало знаем, как мозг одного человека может влиять на мозг другого: «Этот вопрос – на переднем крае науки, ученые и художники вместе вступают на неизведанную территорию». Контакт глаз, по мнению участников, можно сравнить с тем, что два мозга смотрят друг на друга через маленькие отверстия. Что же с ними происходит?
О проведенном в «Гараже» научно-художественном эксперименте поведал нейрофизиолог Александр Каплан. Испытуемые сначала рассказывали о себе, затем 25 минут смотрели друг другу в глаза, в это время при помощи портативных беспроводных электроэнцефалографов у них регистрировали электрическую активность мозга – ЭЭГ. Затем снова анкетирование, вопросы о том, что изменилось, чувствовали ли люди симпатию друг к другу или наоборот.
Александр Каплан представил результаты обработки всего массива собранных данных. Сравнивая ЭЭГ каждой пары участников, ученые анализировали, происходит ли синхронизация ритмов мозга в разных диапазонах частот. Кое-какие положительные результаты получены, (хотя пока они не выглядят очень убедительными), а именно: в 20% случаев колебания электрических ритмов одного и другого человека, смотрящих друг на друга, носят не случайный характер. То есть, в 20% точек наблюдается высокая корреляция, положительная или отрицательная. У одной пары синхронизация ритмов оказалась очень высока, но это, скорее исключение.
Темой другого брейнсторминга послужило «взаимоотношение» мозга и музыки. Очень интересно понять сходство и различие в том, как мозг воспринимает музыку и речь, подчеркнула нейролингвист Татьяна Черниговская. Специалисты находят в музыке многие черты языка, например, семантику. Сейчас ученые отказываются от раннего представления восприятия музыки только правым полушарием – исследования показали, что и левое («логическое») полушарие в этом задействовано, особенно у подготовленных слушателей. Музыкант Марина Корсакова-Крейн поделилась профессиональными знаниями о том, как устроено тонально-временное пространство музыки. По ее словам «силовое поле» музыки можно сравнить с гравитационным полем. Ученые говорили о том, что занятия музыкой увеличивают толщину серого вещества мозга – коры полушарий в некоторых областях и развивают пространственное мышление. А Александр Каплан поставил философский вопрос, существует ли музыка без человека.
Природа сознания, творчество, мозг и личность, искусственный интеллект – все эти вопросы стали предметом серии «мозговых штормов» при участии людей науки и искусства. В частности, в последнем обсуждалась возможность создания «креативных» роботов, способных к созиданию. Вероятно, сопоставление разных точек зрения было полезно для всех. «В классической науке мы пытаемся понять сложные объекты, разложив их на составные части: в мозге мы выделяем нейроны, в нейронах выделяем молекулы, – говорит Константин Анохин. – И достигаем успехов, так как, чтобы понять, как работает прибор, нужно посмотреть, как он устроен. Но когда надо собрать целое – тут наука еще не все может, тут мы вступаем на территорию искусства. Я надеюсь, что из взаимодействия ученого и художника может возникнуть понимание целого. Как из воды мозга рождается вино души и сознания».
Иллюстрации: 1. Chris Ayers. Eye to Eye.(из серии The Daily Zoo; Day 302). 2. Выступление нейрофизиолога Александра Каплана. 4. Запись активности мозга участников эксперимента(фото Л. Синицыной).
20 ноября 2012