Жизнь после атомных катастроф: какая она?
Каково быть людьми, пережившими ядерную бомбардировку или аварию на атомной электростанции? Чему землян, которым вечно нет покоя, учит бесстрастная история? Слово специалисту.
О делах прошлых, настоящих и будущих, связанных с враждебным и мирным атомом и страной Восходящего Солнца, рассказал Николай Тебин – старший научный сотрудник Центра исследования Японии (Институт Дальнего Востока РАН). Этой теме была посвящена его открытая лекция «Жизнь после атомных катастроф».
О Хиросиме и Нагасаки говорить обязательно нужно, считает Николай Тебин. Необходимо рассказывать людям о том, что бомбардировки этих городов принесли Японии, и что могут принести другим народам, если такие трагедии повторятся. И японцы, даже по прошествии почти 70 лет с тех событий, продолжают их освещать. Они делают интервью с пострадавшими: их на свете осталось еще не так мало – несколько сот человек. Одна из женщин в интервью сказала, что все разрушения, причиненные атомом, ужасны – и не важно, в результате чего они произошли – из-за атомной бомбежки или из-за аварии на реакторе. «Нет, важно!» - уверен лектор. Ведь реактор – орудие созидания, а бомба – орудие разрушения.
Николай Тебин напомнил, какие метаморфозы претерпевала японская литература и периодика после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Условно их можно подразделить на три этапа. Первый – описание ужасов от бомбежки: люди лежали под завалами по 3-4 дня, потом обугленные тела извлекали из-под обломков… Второй этап (по выражению лектора, «литература стала серьезнее») – описание последствий бомбардировок. Именно после трагедии в Хиросиме и Нагасаки японцы осознали, что означает иметь «клеймо». Ведь жертвы бомбежек фактически стали неприкасаемыми. «В Японии была каста неприкасаемых – они выполняли грязную работу», - говорит Николай Тебин. Такими же почувствовали себя и пережившие бомбардировку. В частности, в одном из источников приводится описание чувств девушки: она скрывала, что была под бомбежкой – боялась, что не сможет выйти замуж: некоторые всерьез полагали, что жертвы бомбежек – заразные больные. Третьим этапом развития литературы стала борьба на страницах произведений и статей с тем, чтобы эти ужасные вещи не повторились.
Сегодня Япония стала одним из инициаторов уничтожения атомного оружия. В свое время она пыталась заручиться поддержкой в борьбе с ядерным оружием у государств Азии. Однако это не увенчалось большим успехом. В частности, индийцы заявили, что, если у Японии есть «ядерный зонтик» в виде США, то у Индии такового нет: рядом Китай, Пакистан, поэтому страна не собирается отказываться от разработки ядерного оружия.
Что касается использования Японией мирного атома, то, начиная с 50-х годов прошлого столетия, почти каждый год в стране вводился в строй новый атомный реактор. Например, к 2004 году в стране Восходящего Солнца было уже 54 атомных реактора. Сегодня 27% электроэнергии в Японии вырабатывается за счет АЭС. Вообще особую роль в электроэнергетике Японии атомные реакторы играют с 70-х годов ХХ века, когда эпоха дешевой нефти завершилась, а вслед за ней – и процветание островного государства за счет этого энергоносителя. Атомная энергетика хороша тем, что она стабильна.
При этом японцы тщательно учитывают уроки прошлого, изучают проблемы сейсмоустойчивости всех объектов. Когда произошло землетрясение в Кобе (1995 год), они оценили, почему произошли разрушения и пожары. В Кобе больше всего людей погибло от пожаров, потому что не было вентилей аварийного отключения подачи газа в дома. Из-за этого выгорали целые кварталы. Все недоработки в этом плане японцами были исправлены, поэтому во время следующего крупного землетрясения (Ниигата, 2004 год) разрушения построек были минимальны. Но инцидент в Ниигате преподнес новый сюрприз: с рельсов сошел скоростной поезд Токио-Ниигата. И этот опыт был также принят во внимание. Доказательство тому: перед землетрясением на Фукусиме скоростной поезд, который следовал из Токио на север страны, был остановлен за минуту до подземного толчка – сработали специальные датчики, получившие сигнал с сейсмостанции в 100 км от Фукусимы. Выстояли и все реакторы АЭС (четыре работавших и два – законсервированные).
Почему же трагедия на Фукусиме все же произошла? Из-за недооценки вспомогательного оборудования, предназначенного в основном для охлаждения реактора: даже когда он заглушен, его все равно надо охлаждать водой. Отработанные топливные элементы хранятся там же, вблизи реактора, в бассейне. Система охлаждения – помпы, трансформаторы и подача внешнего энергоснабжения – оказалась разрушенной. Японцы строго следовали инструкции (а это, подчеркивает лектор, как раз иногда и губит). Поскольку у них не работал дизель-генератор для помпы охлаждения, пришлось привезти новый. Но у него не подходили разъемы. Как бы в таком случае поступили русские специалисты? Они разрубили бы кабель и подсоединили его, замотав изоляционной лентой. Японцы же в течение нескольких часов ждали подходящие комплектующие. За это время в первом реакторе произошел химический процесс, и выделившийся в результате него водород взорвался, а поскольку была высокая радиация, остановить распространение процесса на другие реакторы оказалось невозможным.
Еще один момент – у японцев не было роботов, которые могли бы зайти в загрязненные радиацией помещения. Пришлось везти их из США. Произошла задержка во времени, что в итоге усугубило ситуацию – радиация распространилась на большую площадь. Однако, по мнению Николая Тебина, местные власти сработали хорошо. Все дороги были расчищены с масштабным применением военной техники. Привлекли большое количество медиков. Те работали быстро и четко, в вахтовом режиме – сменяя друг друга через неделю. Грамотно происходило отселение: вначале на 15 км от зоны происшествия, потом на 20 и 30 км. Пострадавшие люди оказались без денег, но финансовые службы опять-таки сработали достойно и быстро организовали приток наличности.
В результате происшествий в районе Фукусимы были сильно разрушены заводы. Например, «Ниссан», производивший сотни тысяч моторов в год, а также другие предприятия. Даже в Америке из-за этого возникли проблемы с комплектующими. Но в течение года производственные мощности были восстановлены. Идет очистка полей, засоренных цунами. Уже сегодня эвакуированных людей пускают посмотреть на их жилье или места, где оно находилось. Вообще, по словам Тебина, японцы очень привязаны к своей родине, к местам, где они живут. Если, к примеру, происходит извержение вулкана, то через некоторое время, когда все успокаивается, они возвращаются в эти края и снова строят здесь деревни. Хотя знают, что, случись новый разгул стихии, лава потечет также, и вновь все будет разрушено.
Любопытно, что после происшествия на Фукусиме политики организовали «под шумок» новую партию с лозунгом «Мы свернем атомную энергетику!». Но партия эта на выборах проиграла. И демократическая партия также обещала свернуть атомную энергетику к 2020 году. «Позвольте, но как вы это сделаете в такие короткие сроки?» - удивились в обществе. Тогда демократы поправились и пообещали свернуть АЭС к 2030 году. Однако японцы на это не «клюнули» (люди опасаются, что вновь начнется веерное отключение электроэнергии, как после аварии на Фукусиме), и на выборах в нижнюю палату парламента победила либерально-демократическая партия. Она открыто планирует наращивать систему атомной энергетики, строить новые АЭС. Но требования к системе безопасности будут значительно ужесточены.
А вот ядерного оружия у Японии не будет, уверен Николай Тебин: японцы – апологеты доктрины безъядерного мира.
16 августа 2013