«Роснано» – не начальник, а товарищ
А еще «инновация – значит, лучше и дешевле», «следите за нами внимательно» - эти и другие заявления можно было услышать на Конгрессе предприятий наноиндустрии, который состоялся в Москве.
По словам Анатолия Чубайса, председателя правления ОАО «Роснано», участники конгресса (а их, как сообщил председатель Нанотехнологического общества России Виктор Быков, собралось более трехсот) представляют разные отрасли экономики и различные по размеру компании. Однако общим для них является то, что все они трудятся в реальном секторе экономики и наиболее технологически сложных и продвинутых ее отраслях, причем «создают то, чего раньше не существовало». Задача разработать, произвести, да еще и продать нечто новое, уникальна. Те, кто решает ее, неизбежно сталкиваются с тысячами трудностей: повторение просто, создание нового всегда сложно. Барьеры эти возникают на федеральном и региональном уровне, связаны с законодательным обеспечением, техническим регулированием и спросом. Те, кто «спотыкается» об эти барьеры каждый день, лучше других знают, какие проблемы в этой сфере на сегодняшний день являются наиболее приоритетными.
«Роснано» точно не видит себя в качестве начальника этого сообщества, - уверяет Анатолий Чубайс. – Это неадекватная роль, и будет ошибкой, если мы попытаемся в эту сторону двигаться. Мы видим себя в качестве партнера, коллеги, товарища. Мы что-то можем – и не так уж мало. И нам нужно, чтобы это нанотехнологическое сообщество – не по нашему указанию, а самостоятельно – сформулировало те цели и задачи, которые сегодня наиболее важны. Тогда мы бы со своей стороны выбирали те из них, в достижении и решении которых мы можем оказаться реально полезными».
В частности, много полезного для небольших компаний сделал Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (так называемый Фонд Бортника). Его руководитель Сергей Поляков рассказал, что в следующем году этому учреждению исполняется 20 лет. Миссией фонда на протяжении всего этого времени был поиск новых компаний и «выращивание из стартапов достаточно серьезных бизнесов». Особое внимание фонд уделяет наиболее высокотехнологичным компаниям, в том числе, разумеется, компаниям, работающим в сфере нанотехнологий. Ежегодно поддержку фонда получают свыше 50 компаний, более половины из них – стартапы. Однако этого явно недостаточно. Проблема в том, что многие малые и средние инновационные предприятия плохо осведомлены о международных программах фонда, сетует Сергей Поляков (так, пока только три отечественных нанотехнологичных компании участвовали в конкурсах, проводимых по международной линии). А ведь эти программы реализуются совместно с Финляндией, Францией, Германией, Голландией и другими странами Евросоюза и, без сомнения, принесли бы пользу российским участникам.
Сергей Поляков призвал участников конгресса внимательнее следить за проектами Фонда Бортника. Например, совсем недавно торжественно открылся Год науки России в ЕС, в рамках которого взяли старт новые проекты и конкурсы, софинансируемые фондом. Участие российских компаний в международных проектах важно не только потому, что здесь аккумулируются ресурсы многих стран, но и предоставляется возможность пройти оценку иностранных экспертов. Она позволит понять уровень отечественных разработок и перспективы участия наших предприятий в европейских инициативах.
Ольга Крюкова, гендиректор Межотраслевого объединения наноиндустрии (МОН), в свою очередь, рассказала, что организация, которую она возглавляет, была создана в нынешнем году – по инициативе участников I Конгресса предприятий наноиндустрии (состоялся 19 сентября прошлого года). С момента создания прошло еще не так много времени, однако членами МОН уже являются более ста нанопредприятий, которые работают в самых разных отраслях промышленности. Это химическое производство и энергетика, приборостроение и электроника, металлургия и медицина, биотехнологии и строительство. Миссия объединения – формирование благоприятных условий для создания и развития отечественных предприятий наноиндустрии. Ольга Крюкова перечислила основные проблемы, с которыми в той или иной степени сталкиваются наши инновационные компании: устаревшие нормы, которые не позволяют применять новые продукты при разработке технологических схем, проектировании и строительстве производственных объектов; сложность самостоятельного выхода таких компаний на крупные рынки, в том числе рынки государственного заказа; серьезная нехватка квалифицированных кадров инженерных и технических специальностей; слабая кооперация между предприятиями и проблема привлечения инвестиционных ресурсов. МОН призвано помочь компаниям в преодолении этих сложностей.
Вопроса кадрового обеспечения предприятий наноиндустрии коснулся Олег Очин, советник гендиректора НТО «ИРЭ-Полюс», руководитель комитета по кадрам МОН. По его мнению, в поисках кадров нужно идти не только в магистратуру и специалитет вузов, но и в бакалавриат, а еще лучше – в школы. Как заинтересовать школьника нанотемой? Вот пример: на одной из выставок на глаза Олегу Очину попался «наночемоданчик для школьника», то есть обычный с виду чемоданчик, но с наносодержимым. Он позволяет развернуть минилабораторию и наглядно показать, что такое наноразмер, нанопленка, что вообще такое «нано». Ведь это понятие у всех на слуху, но далеко не каждый представляет себе, что оно означает. Если школьников заинтересовать соответствующим образом, то они могут сделать осознанный выбор, поступить на профильные специальности университетов, а по их окончании пополнить ряды специалистов предприятий наноиндустрии.
Представитель ОАО «РЖД» Владимир Моисеенко напомнил, что по итогам заседания совета по модернизации экономики и инновационному развитию России при Президенте РФ (октябрь 2012 года) глава государства поручил компаниям с государственным участием включить в их программы инновационного развития мероприятия по использованию композиционных материалов. В ОАО «РЖД» это предусмотрено в стратегии инновационного развития компании (так называемой Белой книге) и «Программе инновационного развития РЖД до 2015 года». Сегодня композитные материалы используются при производстве грузовых вагонов, строительстве пешеходных мостов и пассажирских платформ, изготовлении элементов различных конструкций. Так, у вагонов они повышают грузоподъемность, уменьшают массу тары, увеличивают полезный объем перевозимого груза, снижают эксплуатационные расходы на техническое содержание. Шпалам позволяют выдерживать повышенную механическую нагрузку, увеличивают их ресурс, снижают стоимость жизненного цикла, делают более устойчивыми к климатическим условиям. При строительстве с использованием композиционных составляющих достигается высокая прочность и применение более легкой техники для монтажа, повышаются скорости движения поездов.
3 декабря 2013
Статьи по теме: