Человеческие эмоции — это не только переживания, но и физические ощущения. Оказалось, что люди одинаково чувствуют горе, счастье, депрессию или разочарование.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», — так начинается роман Льва Толстого «Анна Каренина». Но, оказывается, в несчастье мы тоже друг на друга похожи. По крайней мере, к такому выводу пришли финские ученые.
Конечно, все мы давно догадывались, что в состоянии понять чувства другого человека. Тот, кто хоть раз в жизни испытал чувство влюбленности, поймет и другого человека, который рассказывает о своих чувствах. Но ведь мы все разные, а значит, по идее, и чувствовать должны по-разному.
Оказалось же, что наши чувства довольно универсальны. Например, тревога может восприниматься как боль в груди, а влюбленность может вызвать теплые, приятные ощущения во всем теле. Исследование, проведенное в университете Аалто (Финляндия) показывает, что все люди, в том числе принадлежащие к разным расам, воспринимают свои переживания одинаково. Результаты работы недавно были опубликованы в журнале PNAS.
В исследовании приняли участие 701 человек из Финляндии, Швеции и Тайваня. Исследователи попросили испытуемых описать свои физические ощущения при тех или иных эмоциях, а также закрасить разными цветами те части тела где, по их мнению, возникают приятные или неприятные ощущения. Большая часть ощущений, связанных с эмоциями, оказалась сосредоточенной в области груди. Ощущение счастья распространяется на все тело и ощущается как разливающееся тепло. Депрессию респонденты описали скорее как онемение всего тела. Любовь похожа на счастье, при этом ощущается повышение тонуса в области головы, рук и грудной клетки. Уныние напротив, характеризуется общей вялостью. Чувство стыда вызывает ощущения в области лица — не зря мы краснеем, если чувствуем себя виноватыми.
Сбор данных проводился в два этапа. На первом испытуемые должны были связать определенные эмоции с какими-то частями своего тела. На втором этапе они смотрели отрывки из художественных фильмов и читали рассказы, которые должны были вызвать те или иные эмоции. На последнем этапе участники эксперимента по фотографиям других людей должны были определить, какие телесные ощущения испытывают люди, которые грустят, гневаются или счастливы. На схеме они отмечали теплыми цветами те части тела, где активность возрастает, и холодными те, где понижается.
«Мы часто думаем, что эмоции зарождаются в мозгу как следствие рассудочной деятельности. Но, согласно нашим данным, это тело дает сигнал мозгу, а тот уже распознает, что ощущает человек — гнев или радость», — говорит один из авторов исследования Лаури Нумменмаа.
Возможно, унифицированные эмоции — своего рода еще одна сигнальная система, дающая нам понять, что именно мы испытываем. Нумменмаа полагает, что эмоции через определенные физические ощущения подготавливают нас к оперативному реагированию на опасность или, напротив, на какие-то приятные социальные сигналы. Осознание соответствующих телесных ощущений может быть триггером для последующих — так человек узнает, что такое любовь, счастье, ненависть.
Ученые считают, что эти результаты можно использовать в психиатрии, так как нарушение обнаруженных ими шаблонов может быть признаком эмоционального расстройства. Но и останавливаться на достигнутом не собираются — в планах исследования эмоций у детей и представителей других культур.