Планета Библиоран
Библиотека Академии наук в 26-й раз отметила печальную годовщину пожара, случившегося в 1988 году. Огонь и вода уничтожили 298 961 книгу, и только благодаря титаническим усилиям удалось избежать больших потерь. В этом году библиотеке исполняется 300 лет.
Библиотека академии наук старше самой академии на 10 лет. В 1714 году указом Петра Первого была учреждена библиотека, а первым ее адресом стал Летний дворец царя. Потом библиотека расположилась в Кикиных палатах, затем в здании Кунсткамеры. В 1914 году было построено здание на Биржевой линии специально для Библиотеки Академии наук. Но началась Первая мировая война и в будущих библиотечных залах был разбит госпиталь. Только в 1924 году библиотека переехала, наконец, в свой нынешний дом. Тогда в фондах БАН числился 1 миллион единиц хранения, сегодня эта цифра достигает 21 миллиона.
Первым директором библиотеки стал Иоганн-Даниил Шумахер. Библиотекарь и заведующий академической канцелярией вошел в историю главным образом как враг Михаила Васильевича Ломоносова, с которым у Шумахера были разногласия по поводу того, стоит ли пускать русских ученых в Академию наук.
Между тем, в библиотечное дело Шумахер сделал немалый вклад. Он много ездил по Европе в поисках книг, изучал библиотечные каталоги, чтобы организовать главную русскую библиотеку не хуже европейских. Именно Шумахером было в 1753 году введено правило, согласно которому книги в библиотеках выдаются на дом на 1 месяц. Мера была вынужденная – даже в небольшой поначалу библиотеке с небольшим числом читателей начались случаи невозвращения книг. Первым «невозвращенцем» стал шведский посланник Лоренц Ланг, который увел из библиотеки исторический словарь. В итоге, чтобы контролировать читателей, Шумахер принял решение книги выдавать не более чем на месяц. Это правило до сих пор неукоснительно соблюдают в БАНе.
Еще один человек, которому многим обязана библиотека, – Карл Максимович Бэр. Знаменитый естествоиспытатель, основоположник эмбриологии, один из учредителей Русского географического общества, в течение 27 лет (с 1835 до 1862 года) был директором Иностранного отдела библиотеки. Он составил новые «Правила пользования Библиотекой», «Положение о порядке пользования Библиотекой Императорской Академии наук», разработал оригинальную систему библиотечной классификации и создал систематический каталог, состоящий из 21 отдела, 222 разделов и 636 рубрик.
По иронии судьбы 14 февраля стало для библиотеки роковым числом. В этот день в 1942 году в здание угодило сразу 4 бомбы. Книги, к счастью, уцелели. Кстати, в годы войны и даже во время блокады БАН продолжал работать, работала даже выставка новых поступлений. Так же как и продукты, книги и периодика, в том числе из-за рубежа, доставлялись в осажденный город через Ладожское озеро.
Любопытная история произошла в 1943 году. Работавшие в медсанбате на Пулковских высотах профессор ЛГУ Дмитрий Николаевич Насонов и доктор биологических наук Владимир Яковлевич Александров в день затишья приехали в библиотеку ознакомиться со свежими научными изданиями. Каково же было их удивление, когда в свежем номере шведского журнала «Acta Zoologica» они обнаружили свою статью, отправленную в редакцию еще в 1940 году. Ученым даже разрешили взять журнал с собой на передовую.
Вечером 14 февраля 1988 года начался пожар в газетном отделе. Его удалось потушить довольно быстро, уже к полуночи. Но ранним утром огонь снова вспыхнул на верхних этажах. Директор БАНа, Валерий Павлович Леонов, уверен, что это был поджог. По его словам, огонь распространялся по странной траектории, в обгоревших книгах был обнаружен фосфор, который не используется при книгопечатании, а содержание магния было превышено в три раза. Эти вещества способствуют самовозгоранию. Бумага загорается при температуре около 400 градусов Цельсия. Уже в процессе сушки промокших при тушении книг были случаи самовозгорания при всего лишь 40 градусах. Но следствие закончилось ничем.
Во время пожара было утеряно почти 300 тысяч единиц хранения. За три с небольшим месяца было высушено 6, 5 миллионов книг. Библиотеку спасали буквально всем миром. На призыв о помощи откликнулись горожане – 13 тысяч человек пришли помогать ликвидировать последствия пожара и сушить книги. Для сушки использовались термокамеры Военно-Медицинской академии. Библиотека Конгресса США научила библиотекарей технологии фазовой консервации, благодаря которой книги могут дожидаться своей очереди на реставрацию до 200 лет в особых контейнерах из бескислотного картона. Это особенно важно для старинных изданий, где при печати использовались металлы, которые со временем окисляются.
«Нет худа без добра, – рассказывает Леонов. – Зато теперь наш отдел реставрации может все, теперь к нам обращаются за консультациями со всех концов света». Сейчас библиотека оборудована газовой системой пожаротушения. Но есть еще крыши, которые текут, а, следовательно, опять есть что сушить. По соседству уже 10 лет строится новый корпус. Из-за реформы РАН строительство заморожено на неопределенный срок, а хранилища буквально трещат по швам.
В 2004 году малая планета №30722, находящаяся между Марсом и Юпитером, получила имя «Библиоран». До сих пор она остается единственной планетой, носящей имя библиотеки. Библиотека Академии наук – это и правда целая планета, населенная книгами и людьми, хранящая в себе бесценные документы, саму историю. Поздравляем коллег с юбилеем и надеемся, что он далеко не последний.
Фото автора.
18 февраля 2014
Статьи по теме: