Займут ли российские университеты достойные позиции в мировых рейтингах?
Этот вопрос стал одной из важных тем, поднятых на международном форуме «От науки к бизнесу», состоявшемся в Санкт-Петербурге уже в восьмой раз.
Прошло два года с тех пор, как в числе «майских указов» президент РФ Владимир Путин подписал Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Одной из задач, обозначенных в указе, было «вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов».
В результате конкурсного отбора было выделено 15 вузов, которые принимают участие в программе «5-100-2020» . Два ведущих университета страны – МГУ и СПбГУ не вошли в этот список. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, это осознанный шаг для того, чтобы дать дорогу другим вузам, не имеющим мощной федеральной поддержки.
Однако именно ее отсутствие в большом объеме и заставляет вузы искать новые пути продвижения, развития и привлечения средств. О некоторых из этих мер шла речь на прошедшем с 13 по 16 мая в Санкт-Петербурге международном форуме «От науки к бизнесу». В этом году основной темой форума стала «Глобализация университетов: новые возможности для науки и бизнеса».
Программа по вхождению в крупнейшие мировые рейтинги направлена на повышение конкурентноспособности вузов, интеграцию их в международное сообщество и превращение из научно-образовательных организаций, ориентированных исключительно на процессы обучения, в центры притяжения интеллектуальных элит, бизнес-сообщества, генерации и трансфера передовых технологий, формирования ключевых ориентиров для общества в области инноваций, экономики, технологического прогресса. Задача не из легких, но даже если высокая планка не будет преодолена, университеты, безусловно, выиграют от такого стремительного рывка.
В вузах-участниках программы созданы департаменты, отвечающие за ее реализацию. Марианна Чистякова, начальник управления стратегического развития университета ИТМО и менеджер проекта по вхождению вуза в заветную пятерку участников международных рейтингов, считает, что университеты должны быть полноправными членами экономического сообщества: «Есть немало препятствий на пути реализации программы «5-100-2020». Мы видим, какие средства вкладывались в университеты мирового уровня Китая, Германии, США, и понимаем, что финансирование наших вузов далеко от этих цифр, поэтому так важно искать пути привлечения внебюджетных средств для решения поставленных амбициозных задач. Все 15 университетов, участвующих в программе, сейчас находятся на стадии реформирования и фактически являются экспериментальными площадками. Опыт, который получает каждый из вузов, уникален. Сейчас апробируются новые технологии, не свойственные до недавнего времени российским университетам. Это и технологии управления персоналом, и формирования системы стратегического менеджмента и управления изменениями, и технологии продвижения университетов, в частности, PR-технологии. Информационный обмен этим опытом бесценен. В любом случае, рейтинг – не самоцель, а результат комплексной трансформации университетов. Поэтому при грамотном подходе результат в любом случае будет успешным».
Эксперты говорят о двух возможных для российских вузов пути на вершину мирового высшего образования: копирование успешных западных моделей или, как это принято в нашей стране, идти своим путем. Стоит помнить, что любое копирование, даже того, что успешно работает – это ориентир на уже устаревшую модель. Кроме того, университеты тесно связаны с многими другими государственными институтами, которые подчас очень сильно отличаются от того, как это устроено в других странах. Так что в любом случае выбранная технология будет адаптирована под российские реалии.
Чем же они так сильно отличаются от не-российских? Любопытные данные представил ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин. В исследовании культурных предпосылок и стратегий достижения успеха у людей, занятых в области технологического предпринимательства (исследования проводились в разных регионах РФ (Петербург, Татарстан, Новосибирская и Томская обл.), на Тайване, в Южной Корее и Финляндии), проведенном под руководством социолога Бориса Гладарева, было проинтервьюировано 200 человек.
Принципиальное отличие азиатских и российских предпринимателей в том, что в Азии в эту область экономики идут преимущественно люди «от сохи» – выросшие в сельскохозяйственных районах, закончившие провинциальный вуз и находящие в своей работе стабильный источник дохода. В России же, по словам Хархордина, «очень много Кулибиных, но мало Эдисонов».
Вот что подметили исследователи, сравнивая российских и зарубежных технопредпринимателей: «Большое значение, которое придается творчеству, является одной из отличительных черт российского хай-тек бизнеса. В целом в российских интервью эпитет «творческий» всегда имеет положительную коннотацию и характеризует человека с лучшей стороны. Часто в одном ряду с определением «творческий» употребляют другие позитивные характеристики: одаренный, думающий, интеллигентный. С другой стороны, творческий значит неструктурированный, непланируемый, безалаберный, неконцентрированный, неаккуратный, но в отечественном культурном контексте все эти недостатки талантливому творцу извиняются».
В нашей стране так сложилось, что традиционно университеты – это место где учат; фундаментальная наука всегда была сосредоточена, главным образом, в Академии наук, а прикладная – в ведомственных НИИ. Но именно вузы, по мнению экспертов, сейчас обладают преимуществом и огромным потенциалом за счет молодых и активных кадров. С самого юного возраста их можно направлять и воспитывать в среде, благоприятной для закладки главных компетенций, которые впоследствии смогут стать основой для самого главного капитала – человеческого.
21 мая 2014
Статьи по теме: