Был ли у «пазырыкцев» культ коня?
Существование культа коня у носителей пазырыкской археологической культуры подвергнуто сомнению.
Кони в курганах пазырыкской культуры (VI–III вв. до н.э.) занимали подчинённое положение, которое полностью зависело от ориентации человека-«хозяина». Ранее считалось, что обряд погребения с лошадью – это наиболее яркое проявление культа коня у «пазырыкцев».
Расположение конских захоронений в пазырыкских курганах стало темой статьи Марии Александровны Очир-Горяевой, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника отдела истории, археологии и этнологии Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Исследование опубликовано в сборнике «Древности Сибири и Центральной Азии».
В пазырыкских курганах, как правило, было одно погребение. Сруб с погребённым находился у южной стенки могильной ямы. Захоронения коней всегда располагались в северной части ямы, между её северной стенкой и клеткой сруба. Обычно коней клали на «приступку», чтобы они были на одном уровне с перекрытием сруба. Если коней было много и было место, то их укладывали рядами. М.А. Очир-Горяева отмечает, что хотя коней хоронили недалеко от погребённого, но их отделяли не только стены сруба (иногда двойного), но и уровень расположения: погребённого всегда помещали на большую глубину, чем его коней.
Перед тем, как коней помещали в могилу, их убивали. Об этом говорят пробоины на конских черепах, сделанные топорами-клевцами. На некоторых костях сохранились следы ударов, оставленные уже после смерти лошадей. Вероятно, из-за тесноты «лошадиного» отделения могилы, коней заталкивали в могилу при помощи ударов.
Коням придавали положение живого животного, лежащего на животе. В ряде случаев сохранились камни и деревянные колы, которые могли подпирать голову лошади. Так же, как и живые лошади, погребённые кони часто были взнузданы и засёдланы. В ранних курганах кони сопровождались бронзовой уздой, обложенной золотым листом. В более позднее время коней снабжали бутафорской уздой, которая была вырезана из дерева и покрыта краской или тонкой некачественной фольгой из золота.
Кони в могилах были всегда положены головой в ту же сторону, что и их «хозяева». По мнению М.А. Очир-Горяевой, «пазырыкцы» помещали в курганах людей и предметы по мере убывания их важности. На юге располагали мужчину или «главного» погребённого, далее следовали женщины и дети, ещё дальше находился «хозяйственный отсек», в который помещали инвентарь. Только потом – за стенкой сруба – помещали коней. Лошади, таким образом, были самыми последними в ряду людей и предметов, они находились на последнем «по престижности» месте.
Вероятно, количество сопровождающих коней в одном кургане регламентировалось. Кому-то из погребённых кони «полагались», другим – нет. Количество коней было показателем богатства и статуса их владельца.
Таким образом, погребения коней имели «утилитарный» характер, и их нельзя считать проявлением «культа коня».
Носители пазырыкской археологической культуры жили на Алтае и на территории Восточного Казахстана в скифское время, в VI–III веках до н.э. Основную часть информации о культуре археологи получают из погребений. Они представляют собой малые и большие курганы, которые обычно располагались в ряд, один за другим, образуя цепочки.
В могильную яму устанавливали сруб или каменный ящик. Сверху её перекрывали каменной или каменно-земляной насыпью. Курганы достигали в высоту 2–4 м, в диаметре они равнялись 50 метрам и более.
Под насыпями, из-за конструкции курганов и природных условий, образовывались линзы «вечной мерзлоты». Благодаря этому сохранность органических материалов в погребениях очень хорошая. Хорошо сохранились дерево, войлок, кости, кожа, шёлк, саркофаги, мумифицированные тела погребённых. На кожу погребённых были нанесены татуировки, самые ранние сохранившиеся образцы этого искусства. Множество находок из пазырыкских курганов сейчас хранится в Эрмитаже.
К числу курганов пазырыкской культуры относится и погребение так называемой «принцессы Укока», обнаружение которой вызвало большой общественный резонанс.
По материалам:
Очир-Горяева. М.А. Сопровождающие конские захоронения в пазырыкских курганах. // Древности Сибири и Центральной Азии. Сборник научных трудов, посвященный юбилею В.И. Соенова. – Горно-Алтайск, 2014. – № 7(19). – С. 120–130.
30 июня 2014
Статьи по теме: