Тысячу лет назад древние перуанцы получили африканскую туберкулёзную бактерию, которая, по-видимому, приплыла к ним вместе с тюленями и морскими львами.
Болезни часто приходят к нам в буквальном смысле из мира животных: так, птицы и свиньи «поделились» с человеком новым штаммами вируса гриппа, а, к примеру, вирус лихорадки Эбола, от которой срочно ищут лекарство, попал в человеческую популяцию от летучих мышей. Однако не стоит думать, что это только сейчас, в связи с глобализацией и развитием цивилизации, болезни начали переходить из мира в животных в мир людей. Келли Харкинс (Kelly M. Harkins) и её коллеги из
Университета штата Аризона и Тюбингенского университета выяснили, что туберкулёз, которым тысячу лет назад болели перуанские индейцы, пришёл к ним от ластоногих – от тюленей и морских львов.
Война с туберкулёзом идёт давно, и ежегодно в мире умирают от него около миллиона человек. Происхождение болезни до сих пор не вполне понятно – мы не знаем, откуда её возбудитель, Mycobacterium tuberculosis, пришла к людям и как распространилась по всему миру. По одной из ранних гипотез, человек заразился туберкулёзом от коров, и случилось это не раньше 10 000 лет назад. Потом, однако, выяснили, что туберкулёзные микобактерии из разных частей света сильно отличаются по ДНК, и сильнее всего такие отличия видны в африканских штаммах. В итоге пришли к выводу, что переход болезни от животных к человеку случился намного раньше, 100 000 лет назад, и распространение её было связано с расселением самих людей.
Однако оставался вопрос, как туберкулёз добрался до обеих Америк. С одной стороны, штаммы микобактерий из западного полушария сильно похожи на европейских «коллег», а это может говорить о том, что туберкулёз пришёл на американский континент с европейскими путешественниками. Но потом в останках древних американцев нашли дефекты, которые прямо указывали на туберкулёз – то есть болезнь появилась в западном полушарии ещё до Колумба.
Десять лет назад в ископаемых станках бизона, которым было 17 000 лет, нашли бактериальную ДНК и приписали её возбудителю туберкулёза. Однако следующие попытки снова найти туберкулёзную ДНК в тех же костях не дали никакого результата. И вот уже когда все были готовы усомниться в «исконном американском туберкулёзе», в том же самом бизоне (а также в останках других млекопитающих) удалось обнаружить липидные молекулы, принадлежащие микобактерии. Возникло предположение, что древние американцы получили болезнь от мастодонтов, бизонов и других крупных зверей, которых употребляли в пищу; в свою очередь, заразные млекопитающие могли прийти на запад по сухопутному перешейку, некогда соединявшему Аляску с Сибирью.
Но история с американским туберкулёзом здесь не заканчивается. В статье в Nature исследователи из университетов Тюбингена и штата Аризона приводят результаты анализа ДНК из 68 южноамериканских скелетов, принадлежавших людям, которые по всем признакам болели туберкулёзом. Действительно, ДНК возбудителя удалось найти, причём авторы работы смогли даже собрать из неё несколько бактериальных геномов. Их сравнили с ДНК, которую нашли в 200-летних человеческих останках из Европы, а также с ДНК различных современных микобактерий, заражающих людей и ещё 250 видов животных. Такое сравнение позволило определить время, когда американский и европейский туберкулёзы разошлись – оказалось, это произошло около 5-6 тысяч лет назад.
Кроме того, удалось выяснить, что туберкулёзный возбудитель из костей древних перуанцев более всего родственен бактериям, заражающим морских млекопитающих. Получается такая схема: тюлени или морские львы подхватили туберкулёз у берегов Африки и принесли его к берегам Южной Америки, где «поделились» бактерией с местными жителями, которые охотились на ластоногих.
Даже если всё было именно так, это не отменяет других географических маршрутов болезни, например, через вышеупомянутый перешеек между Северной Америкой и Евразией. Но, так или иначе, новые данные должны помочь нам понять, как шла взаимная эволюция туберкулёза и человека, как разные штаммы возбудителя сменяли друг друга и т. д. (очевидно, в обеих Америках исходные разновидности микобактерии уступили место более вирулентному варианту, приплывшему с европейцами). Впрочем, авторы исследования ещё должны будут как-то согласовать свои результаты с другими теориями. В частности, с той, которая говорит о стотысячелетнем сожительстве человека и туберкулёза – ведь если болезнь и человек жили вместе 100 тысяч лет, то древние перуанцы могли болеть своим собственным туберкулёзом, не дожидаясь тюленей от берегов Африки.
Останки древнего перуанца. (Фото Andrew Watson / JAI / Corbis).
Туберкулёзная бактерия Mycobacterium tuberculosis. (Фото Dennis Kunkel Microscopy, Inc. / Visuals Unlimited / Corbis).