Морские млекопитающие: спасти и изучить
Участники конференции «Морские млекопитающие Голарктики» обсудили, как защитить морских зверей от человека.
Морских млекопитающих – то есть китов, дельфинов, моржей, белых медведей и всех прочих, чья жизнь неразрывно связана с морем – непросто изучать и ещё сложнее охранять, особенно в последнее время, когда человек все больше и больше эксплуатирует морское пространство для своих хозяйственно-экономических нужд. Совет по морским млекопитающим регулярно собирает исследователей для обсуждения важных и актуальных вопросов, связанных с биологией и охраной морских зверей, и конференция, прошедшая с 22 по 27 сентября в Санкт-Петербурге, стала уже восьмой по счёту.
Открывая конференцию, член-корреспондент Академии наук, председатель Совета по морским млекопитающим Алексей Владимирович Яблоков отметил, что из-за постоянно увеличивающейся антропогенной нагрузки на море усиливаются и экологические неприятности для его обитателей: химическое и акустическое загрязнение, рыболовецкие сети, невероятное количество пластика, плавающего по морям и океанам.
Вместе с тем есть и изменения к лучшему, причем с неожиданной стороны – со стороны предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК). «Сегодня более 25% российского шельфа находится в лицензионном пользовании нефтегазовых компаний», – отметил Алексей Юрьевич Книжников, руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России. Пристальное внимание экологов к ТЭК вполне понятно: сейсморазведка, дноуглубительные работы, потенциальная опасность разливов нефти делают морские экосистемы очень уязвимыми. К примеру, в случае аварии на нефтяной платформе «Приразломная», по данным экологов, в зоне риска окажется более 140 тыс. квадратных километров моря и более 3 500 километров береговой линии.
Считается, что промышленники редко задумываются об последствиях своей деятельности для окружающей среды. Но сейчас некоторые компании уже сами начали следить за экологической безопасностью и принялись отслеживать состояние окружающей среды в местах работы и на сопредельных территориях. Вклад в науку и природоохранную деятельность нефтяников отмечают и экологи. Достойным примером выглядит компания «Сахалин Энерджи», выполняющая мониторингу и изучение охотско-корейской популяции серых китов. Так совпало, что разрабатываемое «Сахалин Энерджи» месторождение находится вблизи места, куда по весне киты приходят откармливаться. На протяжении многих лет специалисты компании с участием международной научной консультативной группы наблюдали за животными, изучая их биологию и поведение. Накопленный компанией опыт лег в основу проекта «Методических указаний по проведению мониторинга крупных китообразных при проведении хозяйственных работ на шельфе Дальневосточных морей Российской Федерации», составленный ПРООН (Программа Развития ООН) совместно с Советом по морским млекопитающим и Межведомственной экологической комиссией. Документ содержит обоснование и практические рекомендации по проведению мониторинга, которые необходимо учитывать при организации хозяйственных работ в местах обитания морских млекопитающих.
Еще один пример взаимодействия коммерческого сектора с учеными – участие компании «Ямал СПГ» в изучении атлантического моржа. Компания и сама следит за животными, и спонсирует исследования моржей, обитающих неподалеку от Южно-Тамбейского газового месторождения. Сотрудничество принесло плоды: в этом году ученым удалось отследить помеченного на острове Вайгач моржа в районе Оранских островов. «Впервые мы получили подтвержденную информацию о связи моржей Печорского моря с животными на лежбищах Оранских островов. Ранее считалось, что моржи Печорского моря изолированы от основной популяции подвида и обитают в этом районе в течение всего года, — прокомментировала результаты работы Варвара Семенова, координатор программ по моржу Совета по морским млекопитающим.
Ещё совсем недавно главной угрозой для китообразных было не столько загрязнение среды, сколько китобойный промысел – если учесть, насколько активно на них велась охота, у некоторых китов были все шансы отправиться в небытие вслед за стеллеровой коровой, дронтом и прочими животными, истреблёнными человеком. Сейчас китобойный промысел во многих странах находится под запретом. Более того, небольшие китообразные становятся настоящими «друзьями человека»: по словам председателя Совета по морским млекопитающим Алексея Владимировича Яблокова, в настоящее время в бизнесе, связанном с содержанием морских млекопитающих в неволе – океанариумах и дельфинариях – людей и денег занято больше, чем некогда в китобойной отрасли. Конечно, дельфинов и косаток держат в неволе не только для развлечения, но и для научных исследований, в том числе и в области экологии и зоопсихологии. Но что лучше – убить или посадить в клетку? В рамках конференции состоялся открытый показ документального фильма «Черный плавник» (Blackfish) Габриэлы Купертвейте. Идея снять эту ленту возникла в 2010 году после трагической гибели дрессировщицы в океанариуме SeaWorld Orlando (США). Самец косатки по кличке Тиликум утащил под воду работавшую с ним женщину прямо во время представления. По официальной версии, он мог принять ее забранные в «конский хвост» волосы за рыбу или игрушку. Но не всех устроило такое объяснение. Режиссер фильма решила выяснить, что же на самом деле стало причиной трагедии, и оказалось, что это не первая жертва Тиликума.
Стоит ли винить в агрессивном поведении огромное дикое животное, которое вынуждено жить в тесноте, которого недостаточно кормят (иначе у него не будет мотивации для работы) и при том постоянно заставляют развлекать публику? Фильм вызвал сильный эмоциональный отклик у зрителей, но в ходе дискуссии специалисты так и не пришли к единому мнению, стоит ли держать морских млекопитающих в неволе. Кроме того, с океанариумами и дельфинариями связана ещё одна проблема, касающаяся отлова их обитателей. И косатки, и дельфины неплохо размножаются в неволе, так что развлекательные заведения вполне могли бы обойтись потомством, полученным в других океанариумах. Но, к сожалению, на рынке ценятся животные, пойманные именно в дикой природе: например, молодой самец косатки может стоить до 12 миллионов долларов. В нашей стране добыча китообразных и других морских млекопитающих разрешена только в виде аборигенного промысла для некоторых коренных народов Севера. Однако ежегодно выделяются квоты на отлов животных для океанариумов. Ловля дельфинов и косаток, пусть и со всеми предосторожностями, чревата для них травмами, кроме того, эти животные обладают развитыми когнитивными навыками и сложной социальной структурой, а это значит, что переезд в океанариум сопряжён для них ещё и с сильным психологическим стрессом. О том, как сказываются на животных отлов и жизнь в неволе, лучше всего говорят следующие цифры: если в природе косатки живут 65 лет и дольше, то в неволе средняя продолжительность жизни у них составляет всего 4,5 года.
Подробнее с материалами конференции можно ознакомиться на её сайте.
29 сентября 2014
Статьи по теме: