В Ростовской области нашли неграбленное погребение знатной «амазонки»
Среди находок – золотые и серебряные украшения, домашняя утварь, конское снаряжение и стрелы.
Сочинская экспедиция Института археологии РАН исследовала в Ростовской области нетронутое сарматское погребение. Оно датируется I в. н.э. и, судя по находкам – золотым и серебряным украшениям, – принадлежало знатной женщине.
Археологи под руководством Романа Мимохода и Павла Успенского с весны 2015 года проводили охранные раскопки, предваряющие строительство аэропорта «Южный» в Аксайском районе Ростовской области. Всего изучено 29 курганов. Часть погребений относится к катакомбной и срубной культуре среднего и позднего бронзового века, несколько захоронений принадлежало средневековым кочевникам (XII-XIV веков). Но подавляющее большинство исследованных могил датируются I в. н.э. и принадлежит сарматам – ираноязычным кочевникам-скотоводам, которые в IV/III вв. до н.э. – III/IV вв. н.э. жили в степях Северного Причерноморья и Приазовья.
«К сожалению, большинство из этих захоронений было ограблено ещё в древности. Но нам повезло, в кургане 1 могильника Чеботарев V мы обнаружили нетронутое и очень богатое погребение сарматского времени», – рассказал Роман Мимоход.
В захоронении обнаружили множество предметов утвари и украшений. Кроме того, у края могильной ямы, на древней поверхности были найдены остатки конской упряжи (серебряные фалары, ременные разделители с деталями, выполненными в технике перегородчатой эмали) и более 100 железных наконечников стрел.
«Античные историки пишут, что женщины у сарматов могли занимать высокое положение – они якобы участвовали в военных действиях, выполняли жреческие функции. Косвенным подтверждением этому может служить находка оружия – стрел – в этом погребении», – отметил археолог. Вероятно, именно сарматские женщины-воины были прообразом амазонок в греческой мифологии.
Рядом с черепом женщины находились золотые серьги с цепочками-привесками, у левого плеча лежало бронзовое зеркало. Ворот одежды погребённой был украшен штампованными золотыми бляхами из золотого листа в виде стилизованной головы барана. Рукава платья расшиты разноцветным бисером в сочетании с золотыми треугольными рифлеными и полусферическими бляшками. На каждой руке – золотой браслет. На груди погребенной были расчищены разнообразные бусы, среди которых особенно следует выделить находку геммы с однострочной финикийской или раннеарамейской надписью.
У таза погребенной лежал золотой флакон, у правой руки – фрагменты деревянного блюда и глиняная кружка. В ногах женщины находились фрагменты бронзового ковша с растительным орнаментом и изображением головы горгоны на ручке. В северо-восточной части могильной ямы были поставлены четыре керамических сосуда.
В западной стенке могилы сарматы устроили небольшой тайник. В него спрятали разнообразные железные предметы: ножи, мотыжки, заготовка меча с валютовидным навершием, а также серебряный сосуд с зооморфной ручкой и фрагменты двух фибул.
«Главной неожиданностью для нас стало даже не то, что грабители пытались ограбить могилу и не дошли всего лишь 7 сантиметров до деревянного перекрытия (благодаря чему погребение осталось нетронутым). Удивительно, что в этом захоронении оказались вещи конца I века до нашей эры и I века нашей эры», – отметил руководитель экспедиции. По его словам, такое сочетание позволит определить точную дату погребения.
По материалам пресс-службы Института археологии РАН
Фото: Институт археологии РАН
13 августа 2015
Статьи по теме: