Пиленгас идет на откорм
В Азовском море восстанавливается популяция пиленгаса – одной из важных промысловых рыб.
Пиленгас, или дальневосточная кефаль, акклиматизированная в Азовском и Чёрном морях в 60-70-х годах прошлого века, быстро стал здесь одним из важных промысловых видов. Однако в последние годы популяция дальневосточной кефали в Азовском море резко уменьшилась. По словам Александра Старцева, кандидата биологических наук и старшего научного сотрудника Южного научного центра РАН, «по сравнению с 2007-2009 годами, количество пиленгаса в контрольных уловах в 2012 и 2013 годах снизилось более чем в 10 раз. В 2009 году в Азовском море российские рыбаки вылавливали более 2 тысяч тонн этой ценной рыбы. Их украинские коллеги добывали более 6,5 тысяч тонн пиленгаса. В 2013 году вылов обеих стран резко сократился и составил чуть более 400 тонн у рыбаков России и 350 тонн у украинцев. В 2014 году российский вылов, считая уловы промысловиков Крыма, и вовсе упал до 220 тонн. При этом рыбы стали крупнее, но в уловах практически отсутствовала молодь».
Ситуация изменилась в нынешнем году. Экологическая экспедиция в Таганрогский залив, в устье Дона, в Пролетарское и Веселовское водохранилища, организованная Институтом морских биологических исследований (ИМБИ) им. Ковалевского (г. Севастополь) и Южным научным центром РАН (г. Ростов-на-Дону), обнаружила плотные скопления откармливающейся рыбы. Анализ уловов показал, что их основу составляют впервые идущие на нерест особи в возрасте от 2 до 4-х лет, отмечаются и более зрелые производители.
По мнению специалистов, росту численности пиленгаса в 2014-2015 годах могло способствовать как сокращение промыслового пресса (официального и браконьерского), так и повышение солености Азовского моря в последние годы. Браконьерство удалось пресечь благодаря действию российских пограничников. Жёсткий контроль с их стороны за передвижением рыболовецких судов дал результаты и теперь, при отсутствии браконьерского промысла, запасы таких рыб, как хамса, тарань, лещ, рыбец, судак могут восстановиться в срок от 2 до 6 лет.
Но есть и плохие новости – например, местная популяция раков чувствует себя крайне неважно. Рассказывает заведующий отделом планктона ИМБИ (г. Севастополь), кандидат биологических наук Александр Болтачев: «Нас удивило полное отсутствие раков и очень небольшое количество хищных рыб. Замечу, что в прошлые годы популяция раков в этом регионе заметно росла. Нынешняя ситуация может быть вызвана либо хищническим ловом раков, либо их реакцией на ухудшение экологического состояния водоемов. Как правило, ракообразные страдают от роста солености, мутности и «цветения» воды первыми, являясь своеобразными «барометрами» загрязнения. На восстановление их популяции при полном отсутствии браконьерства требуется до 7 лет».
14 ноября 2015