В мозге нашли систему поддержки внимания
Когда нужно сосредоточиться, у всех людей в мозге включаются одни и те же центры поддержки внимания, только у одних они работают лучше, а других – хуже.
Нам часто бывает трудно сконцентрироваться – особенно, если вокруг шумно, особенно, если работа скучная, особенно, если в смартфоне жужжит мессенджер, а в каком-нибудь Вконтакте висит непрочитанное сообщение. С точки зрения психологии тут вроде всё понятно, но как объяснить рассеянное внимание с точки зрения нейробиологии? Что происходит в мозге, когда мы пытаемся сосредоточиться – и ничего не получается?
Ответить на этот вопрос попытались исследователи из Йеля – в статье, опубликованной в Nature Neuroscience, Моника Розенберг (Monica D. Rosenberg) и её коллеги описывают внутримозговую сеть, которая как раз отвечает за поддержание внимания.
Обнаружили её, разумеется, с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ): 25 взрослых добровольцев в момент МРТ-сканирования должны были смотреть на меняющиеся картинки и нажимать на специальную кнопку, когда перед ними появлялось изображение города. Город был на 90% картинок, остальные демонстрировали горные виды, так что отслеживать городские улицы и сцены было относительно простой, но довольно монотонной, скучной задачей, во время выполнения которой отвлечься было довольно легко.
Хотя в коре мозга есть области, которые занимаются преимущественно какой-то определённой работой (и один из самых характерных примеров здесь – затылочная кора, где находится зрительный анализатор), большая часть районов коры мультифункциональна. И нейробиологи в поисках механизма для той или иной высшей нервной функции сейчас ищут не столько определённые центры, сколько связи между центрами – именно конфигурация сети, сила взаимодействий между разными участками коры оказывается специфичной для той или иной задачи. Например, какая-то зона может включаться как при решении математического уравнения, так и при сочинении стихотворения, но в случае уравнения она будет сильнее обмениваться информацией с одними центрами, а в случае стихотворения – с другими.
Вот и сейчас, анализируя результаты МРТ-сканирования, авторы работы искали не центры внимания, а сеть. Работу мозга тех, кто занимался сортировкой фотографий, сравнивали с работой ничем не занятого мозга – так можно было найти именно те внутримозговые каналы, которые включаются для поддержания внимания. Кроме того, важно было понять общие черты «системы поддержки внимания», которые можно было бы найти в любом мозге, независимо от индивидуальности его владельца. И действительно, как было сказано выше, такую систему нашли: на рисунке схематично, шарами оранжевого и бурого цвета показаны узлы сети внимания – они активней всего работают тогда, когда от нас требуется большая концентрация. С другой стороны, когда мозг занят чем-то, что не так уж сильно требует внимания, в нём активируются другие центры (обозначенные на рисунке синим).
Самое главное, что такой узор нервных центров действительно повторялся от человека к человеку, и что по активности сети можно было точно сказать, как человек справится с заданием, требующим повышенной внимательности. Более того, анализ МРТ-«фотографий» мозга детей с так называемым синдромом дефицита внимания и гиперактивности показал, что у них корковые центры поддержки внимания соединены слабо. То есть по состоянию описанной сети можно оценить, стоит ли ребёнку (или его родителям) беспокоиться, что у него разовьётся хроническая невнимательность, стоит ли ожидать в связи с этим проблем в школе и т. д.
Правда, для того, чтобы из полученных результатов получился настоящий клинический тест, нужно провести больше клинических психоневрологических исследований. И, конечно, остаётся вопрос, как подействовать на «сеть поддержки внимания», чтобы улучшить её работу: с помощью медикаментов, или же с помощью транскраниальной стимуляции мозга, или же как-то ещё.
26 ноября 2015
Статьи по теме: