Минфин лишает Академию наук независимости
Академики довольны эффективностью российской академической науки, но озабочены ее нищетой, «несбалансированным» кадровым составом и новыми поправками к Бюджетному кодексу, предложенными Минфином.
Академики Валерий Козлов, Александр Некипелов и Николай Платэ – на пресс-конференции, посвященной Дню российской науки, рассказали о последних наиболее важных достижениях отечественной науки и ближайших планах по модернизации академического сектора.
О достижениях
Среди наиболее значимых научных результатов Николай Платэ выделил завершение строительства телескопа КВАЗАР (см. также http://www.nkj.ru/news/437/). Гигантский треугольник, образуемый тремя радиотелескопами, занимает площадь в 12 млн. кв. км. Особенность телескопа – высокое угловое разрешение, позволяющее производить измерение дуги с точностью до 10-6 градуса. Это означает, что, например, измерение движения континентов может производиться с точностью до 1 см. С помощью этого телескопа ученые измерили расстояние между центрами Солнца и Земли с точностью до десяти сантиметров, которое оказалось равным ста пятидесяти миллионам километров.
Другое важное достижение – разработка оригинального метода синтеза так называемых нитроксильных радикалов, используемых в качестве меток (контрастного вещества) при томографическом обследовании. С их помощью можно получать изображения опухолей, холестериновых бляшек в сосудах и.т.д. Работа выполнена в томографическом центре Института органической химии СО РАН. Основное преимущество нитроксильных радикалов, синтезируемых новым методом, – их нетоксичность по отношению к живому организму в отличие от используемых сейчас контрастных веществ при различных томографических обследованиях.
В Иркутском институте химии были синтезированы необычные полимеры, не содержащие углерод. Неорганические полимерные цепочки построены из трех элементов: кислорода, кремния и фтора. Они обладают феноменальной гибкостью, не горят и не тонут.
В области энергетики Николай Платэ отметил технологию превращения бутилового и этилового спирта в углеводороды с выходом в 85%, разработанную в Институте общей и неорганической химии им.Н.С. Курнакова. Напомним, что эти два спирта являются продуктами брожения зеленой массы, т.е. их можно отнести к возобновляемым источникам энергии, которые активно ищут сегодня ученые всего мира.
В области молекулярной биологии академик Платэ отметил проект по генетической паспортизации, разрабатываемый совместно Российской академией наук и МГУ (см. также http://www.nkj.ru/news/2393/). Генетическая карта позволит выявлять индивидуальную склонность каждого человека к тем или иным заболеваниям и даже к той или иной профессии.
О ситуации в российской науке
Ректор МГУ академик Виктор Садовничий отметил, что «в результате неимоверных усилий нам удалось добиться того, что производная развития науки станет положительной». Т.е. говоря доступным простому смертному языком, российская наука, кажется, начала развиваться. В числе других хороших новостей Садовничий назвал «первые признаки» того, что уехавшие из России ученые хотят вернуться, а отъезд выпускников МГУ за рубеж сократился. Тем не менее, в числе основных проблем нашей науки он назвал недостаточный приток молодых ученых в науку, угрозу потери научных школ и научной культуры из-за разрыва поколений и отсутствие четкой перспективы развития науки, т.е. крупных задач, «которые бы подтягивали не только фундаментальную науку, но и технологии». Такой задачей, по мнению Виктора Садовничего, могло бы стать перевооружение топливно-энергетического комплекса страны. Другим кандидатом на такую сверхпрограмму могла бы стать геномная карта каждого жителя России. Эта программа, как считает В. Садовничий, могла бы дать, в том числе, много новых фундаментальных знаний.
Традиционно слабое место нашей науки – применение новых результатов исследований.
«Это надо научиться делать», - сказал ректор МГУ.
Кроме того, крайне необходимо повышать статус ученого: «рассказывать о них, поддержать зарплатой, обеспечить жильем, не жалеть денег на закупку оборудования».
И вечный вопрос: что делать?
Академик Александр Некипелов напомнил, что в Российской академии наук действуют 400 институтов, в которых работает 112 тысяч человек (отметим, что из них лишь 50% - научные сотрудники, остальные 50% - прочие сотрудники).
Академик Валерий Козлов сообщил, что в ближайшие три года акцент в реорганизации РАН придется на повышение заработной платы, средняя величина которой к концу 2008 года должна достичь 30 тысяч рублей. Увеличение зарплаты будет проходить поэтапно и сопровождаться 20%-ным сокращением бюджетных ставок, которому будет предшествовать аттестация сотрудников. При этом предполагается переход к новой для РАН, отраслевой системе оплаты труда (см. также доклад В.Козлова на Собрании Академии наук http://trv.trovant.ru/science/ReformaRAN.htm), начало которого намечено на 2-ой квартал нынешнего года. Валерий Козлов подчеркнул, что закупка нового оборудования будет идти не столь ошеломляющими темпами, как предполагаемый рост заработной платы (которая должна вырасти за три года в 5 раз).
Академик Некипелов отметил высокую эффективность российской науки, если оценивать ее как количество вышедших публикаций на вложенный рубль. В России выходит в 9 раз меньше статей, чем в США при стократно меньшем финансировании.
Общее увеличение финансирования РАН в 2006 году, по его данным, составит 25% и достигнет 25 млрд. 200 млн. рублей (т.е. менее 1 млрд. долларов США).
«Это небольшая сумма», - добавил академик, - «Например, средний годовой бюджет японского университета – 2-3 млрд. долларов».
Тем не менее, реорганизация РАН предполагает также укрупнение ее институтов. В 2005 году было завершено укрупнение 50 институтов, в 2006 планируется объединить еще 20.
Большую озабоченность Александр Некипелов выразил по поводу новых поправок к Бюджетному кодексу, предложенных Минфином. В соответствии с этими поправками Российская академия наук, будучи общественной организацией (а не органом исполнительной власти), лишается права распределения денежных средств, т.е. «Рассыпается вся РАН, …т.к. органы исполнительной власти возьмут на себя ответственность за развитие тех или иных направлений исследований», – пояснил академик.
10 февраля 2006