В затопленном порту Коринфа открыли византийский мол

Все новости ›

Археологи исследовали остатки деревянных конструкций, которым больше полутора тысяч лет.

Коринф был одним из крупнейших торговых центров в античное и византийское время. Процветание ему обеспечило удачное географическое положение – Коринф располагался около перешейка, соединяющего полуостров Пелопоннес со Средней Грецией. На западе этот перешеек омывается водами Ионического моря, а с востока – Эгейского. Таким образом, город контролировал сухопутный путь из южной Греции в центральную и морской – из Западного Средиземноморья в Восточное.

Остатки деревянных кессонов. Фото: V. Tsiairis / University of Copenhagen / humanities.ku.dk.
Западный мол. Вид с воздуха. Фото: K. Xenikakis & S. Gesafidis / University of Copenhagen / humanities.ku.dk.
Борт входного канала. Фото: V. Tsiairis / University of Copenhagen / humanities.ku.dk.

Сам Коринф находился в трёх километрах от берега моря, а торговлю вёл через два порта – Лехей и Кенхреи. Первый был главным портом, располагался к западу от города, на берегу Коринфского залива (Ионическое море), второй – к востоку, на берегу Саронического залива (Эгейское море).

Порт Лехея занимал около 2,75 тысячи квадратных метров, простираясь вдоль береговой линии на 911 метров. Геофизические исследования показали, что сейчас он находится на значительном удалении от современного берега – в 45 метрах в сторону моря. Портовые сооружения Лехея были свидетелями морской торговли больше тысячелетия – с VI в. до н.э. по VI в. н.э. С 2014 года его изучают археологи из совместного проекта Копенгагенского университета и Министерства культуры и спорта Греции; в прошлом году исследователи решили сосредоточиться на двух объектах – раннем византийском моле и входном канале, который вёл во внутреннюю гавань Лехея.

Мол состоит из шести хорошо сохранившихся деревянных кессонов, общая длина которых достигает 57 метров. Кессоны представляют собой деревянные баржи, которые некогда построили специально для того, чтобы наполнить бетоном и затопить – для гавани, располагавшейся на открытом участке берега, они должны были служить надёжной защитой от волн.

Римские инженеры использовали подобные конструкции уже в конце I в. до н.э., например, в Кесарии Палестинской, но о том, что они были и в Греции, до сих пор никто не знал. При этом датировка радиоуглеродным методом показывает, что мол был сооружен в середине V в. н.э. Раньше считали, что основные портовые сооружения по всему Средиземноморью были построены в античное время, а в византийское только ремонтировались. Открытие мола заставляют усомниться в этой точке зрения. Использовался он около 150 лет – в конце VI или начале VII столетия Лехей был разрушен.

Про остатки входного канала, который вёл во внутренние гавани Лехея, было известно давно, на них можно было наткнуться прямо на местном пляже. Однако только в этом году археологи получили представление о масштабах сооружения: выявленная длина его каменных бортов – около 55 метров.

Археолог Бьорн Ловен (Bjorn Loven) из Копенгагенского университета говорит, что исследование Лехея поможет понять, как порт развивался в течение столетий и почему он стал основой процветания Коринфа.

По материалам University of Copenhagen.

7 января 2016

Автор: Егор Антонов

Статьи по теме:


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки