Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Маленькие дети знают свою выгоду

Все новости ›

Дети готовы поступиться представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо, если за их моральные принципы им предложат достаточную цену.

Мы часто соглашаемся иметь дело с не очень приятными или даже просто с плохими людьми, если это сулит большую выгоду. И никого не удивляет, что на сделки с совестью идут взрослые люди, так сказать, взрастившие в себе эгоизм, научившиеся ценить деньги больше всего остального и т. д. и т. п. Но, по-видимому, дело тут не в том, что люди, взрослея, портятся, – как выяснили психологи из Йельского университета, годовалые дети тоже знают, как не упустить собственную выгоду.

(Фото Emma Kim / Corbis.)

Первый эксперимент заключался в том, что 5- и 8-летним детям представляли двух персонажей, один из которых был красивым и хорошим, а второй – противным и плохим. И тот, и другой готовы были дать детям стикеры, только хороший персонаж из раза в раз предлагал только один стикер, а плохой – два, четыре, восемь и шестнадцать. В статье, опубликованной в журнале Cognition, говорится, что дети отказывались иметь дело с плохим персонажем, но только до того момента, пока он не «поднимал ставку» до шестнадцати стикеров. Разумеется, кто-то был более принципиальным, кто-то менее, но для большинства «цена вопроса» оказалась именно таковой.

Во втором опыте участвовали уже совсем маленькие дети, 12 и 13 месяцев от роду. Им показывали сценку с марионетками, которые пытались открыть ящик с куклой, но у них это никак не выходило. Тогда в сюжете появлялись ещё два персонажа, один из которых помогал другим открыть ящик – и был, соответственно, хорошим, а другой, наоборот, всячески мешал – и был, разумеется, плохим. После представления хороший и плохой персонажи предлагали детям крекеры. Сначала «хороший парень» давал один крекер, а плохой – два, и при таком раскладе 80% детей выбирали крекер от хорошей марионетки. Но если плохой персонаж предлагал не два, а целых восемь, то перед такой выгодой устоять уже было трудно, и дети соглашались иметь дело с этим неприятным типом.

Конечно, результаты экспериментов можно истолковать как свидетельство неизбывной продажности, которой отмечен весь человеческий род. Однако всё можно интерпретировать иначе – ведь большинство детей соглашалось на сделку с совестью далеко не сразу, а лишь тогда, когда выгода становилась уж совсем большой. То есть уже раннем детстве человек как будто понимает, что моральные принципы задёшево не продаются. С другой стороны, вряд ли следует считать моральные качества чем-то наследуемым, заложенным от природы, а у детей просто ещё не было времени усвоить понятия о добре и зле. Кроме того, не будем забывать, что некоторые из них, пусть таких было и немного, оставались принципиальными до конца, так что полностью разочаровываться в человечестве всё же не стоит. Напоследок заметим, что хотя бы из чисто научных соображений было бы любопытно проследить за участниками эксперимента на протяжении всей их будущей жизни.

10 апреля 2016

Автор: Кирилл Стасевич

Статьи по теме:


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки