Как плохой сон связан с болезнью Альцгеймера
При нехватке глубокого сна в мозге накапливается токсичный молекулярный мусор.
Известно, что люди с болезнью Альцгеймера плохо спят, однако долгое время нейробиологи не были вполне уверены, что тут причина, а что – следствие. В последнее время появляется все больше данных в пользу того, что плохой сон и болезнь Альцгеймера взаимно обуславливают друг друга: с одной стороны, гибель нейронов нарушает механизмы сна, с другой – если у человека проблемы со сном, это заметно повышает вероятность нейродегенеративных процессов.
Как известно, синдром Альцгеймера, а также синдром Паркинсона и другие подобные заболевания возникают оттого, что в нейронах появляются токсичные белковые комплексы, которые губят клетки и формируют массивные отложения прямо в нервной ткани. Исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе пишут в журнале Brain, что даже одной ночи беспокойного сна достаточно, чтобы в нервных клетках начали накапливаться альцгеймерические белки.
Дэвид Холцмен (David Holtzman) и его коллеги пригласили поучаствовать в эксперименте семнадцать человек в возрасте от 35 до 65 лет без каких-либо расстройств сна. Они дважды спали в лаборатории, один раз – как обычно, а во второй раз им через наушники давали звуковой сигнал в тот момент, когда мозг был готов погрузиться в глубокий сон. Звук не будил, но глубокий, медленноволновой сон из-за него отменялся.
Наутро после того, как добровольцам устраивали неглубокий сон, у них брали на анализ спинномозговую жидкость, и оказалось, что одной ночи беспокойного сна достаточно, чтобы в спинномозговой жидкости повысился уровень бета-амилоида – одного из белков, характерных для болезни Альцгеймера. Количество другого белка, так называемого тау-белка, за одну ночь не менялось, однако авторы работы отмечают, что у тех, у кого за неделю перед экспериментом выдалось несколько беспокойных ночей, уровень тау был больше.
И бета-амилоид, и тау-белок синтезируются и в нормальном, здоровом мозге, но их нужно своевременно удалять. Из-за беспокойного сна мозг замусоривается – насколько это опасно в клиническом смысле, пока неясно, но в любом случае, чем меньше мусора, тем лучше. Тут можно вспомнить, что не так давно удалось в мозге обнаружить собственную мусороуборочную систему, которую назвали глимфатической, и которая включается как раз во сне.
Возможно, что накопление опасных белков связано с тем, что глимфатическая система наиболее эффективно работает именно во время глубоких, медленных фаз сна; впрочем, так это или не так, нужно будет подтверждать дополнительными экспериментами.
13 июля 2017
Статьи по теме: