Рембрандт и свинцовые белила
Великий художник использовал белила, приготовленные особым образом.
Когда физики и химики добираются до живописных полотен, можно ожидать самых необычных результатов. Порой картина, долгое время считавшаяся копией, вдруг оказывается оригиналом, порой, наоборот, мнимый оригинал оказывается копией – и то, и другое становится сенсацией, особенно для владельцев этих картин.
Однако не все физико-химические исследования так уж сильно будоражат ценителей искусства. Можно, к примеру, всего лишь узнать, какие краски использовал знаменитый художник, особенно если он любил эксперименты. Тогда и обладатели картин остаются с тем, с чем и были, зато искусствоведы удовлетворяют свой научный интерес.
На сей раз в руки исследователей попали три полотна Рембрандта: «Портрет Мартина Солманса», «Купание Сусанны» и «Вирсавия». Хотя попали – это громко сказано, от каждой картины были отделены крохотные кусочки размером в десятые доли миллиметра, которые затем подвергли тщательному анализу. Интерес у химиков вызвал состав белил, использованных великим художником. Дело в том, что для разных элементов изображения Рембрандт использовал белые краски разного состава, что совсем нехарактерно для того периода, когда все живописцы (по крайней мере голландские) использовали свинцовые белила одного типа.
Здесь стоит немного рассказать о несложной химии свинцовых белил, которые повсеместно использовали в Голландии в XVII веке. Белый цвет давала смесь двух карбонатов свинца, которые получались при окислении свинца в присутствии углекислого газа и уксусной кислоты. Попросту говоря, с поверхности свинцовых пластин, пролежавших в определённых условиях, соскребали белый налёт, который после отмывки можно было смешивать с льняным маслом и в таком виде уже наносить на холст.
Эти два вида карбоната свинца, из которых состояли белила, обычно называли по именам соответствующих минералов: церуссит и гидроцеруссит. Методика получения белил определяла довольно точное массовое соотношение обоих компонентов примерно как 30 к 70. Белила с таким соотношением карбонатов свинца обнаружены на подавляющем большинстве полотен разных живописцев того времени.
Когда исследователи сравнили состав белил из нижних слоёв рембрандтовских картин и из объёмных мазков, называемых импасто, то оказалось, что для импасто Рембрандт использовал совсем другой тип белил. В этих белилах церуссит был почти полностью заменён на плюмбонакрит – ещё один вид карбоната свинца. Тут нужно отметить, что состав свинцовых белил определяется именно способом их получения, а не смешением отдельных компонентов. Другими словами, для создания белил никто не брал с полки банки с разными чистыми карбонатами свинца – таких банок тогда просто не было.
Если говорить о плюмбонакрите, то он образуется в обычном процессе получения белил, но только в виде очень тонкого слоя на поверхности свинца, и даже при самом тщательном сборе белого налёта, количество плюмбонакрита будет ничтожно мало. Так откуда же он взялся?
Подсказкой стал старинный рецепт приготовления густого масла для разбавления пигментов. Согласно этому рецепту 1687 года, требуется смешать оксид свинца, масло и воду, а затем греть полученную смесь около часа, в результате чего масло по консистенции становится похожим на мёд. Оксид свинца в данном процессе служит для омыления и одновременно для осушения масла. Как оказалось, спустя некоторое время в таких условиях в масляной смеси образуются плюмбонакрит и гидроцеруссит, как раз те самые компоненты и в тех самых количествах, которые были обнаружены в импасто.
Чтобы точно выяснить все условия получения белил, которые Рембрандт использовал для импасто, авторы исследования планируют воссоздать образцы белил с плюмбонакритом и изучить процессы их старения.
По материалам Angewandte Chemie.
19 января 2019
Статьи по теме: