В мире стало два человека, избавившихся от ВИЧ
«Лондонского пациента» избавили от вируса так же, как «берлинского» – пересадив ему стволовые клетки крови, взятые от донора, устойчивого к ВИЧ.
Люди с ВИЧ вынуждены всю жизнь принимать антиретровирусные препараты, которые сдерживают размножение вируса, но не избавляют от него полностью. До сих пор в мире был только один человек, полностью избавившийся от ВИЧ – «берлинский пациент» Тимоти Браун. Он тоже принимал антиретровирусные препараты, но у него, кроме ВИЧ, была острая миелоидная лейкемия. Чтобы из-за онкологического заболевания он вообще не лишился иммунных клеток, ему пересадили здоровый костный мозг. Но донор, у которого взяли костный мозг для пересадки, был устойчив к ВИЧ – у его Т-лимфоцитов не было рецептора CCR5, который ВИЧ использует, чтобы проникнуть в клетку. С первого дня после трансплантации пациент прекратил принимать антиретровирусные препараты и больше к ним не возвращался, и в дальнейшем вирус у него так и не смогли найти ни в какой форме.
Случай Брауна был описан в 2009 году в журнале New England Journal of Medicine. Cейчас в Nature вышла похожая статья, в которой исследователи из Кембриджа, Университетского колледжа Лондона и других научных центров Великобритании описывают нового избавившегося от ВИЧ – «лондонского пациента». Вирус у него был с 2003 года, но кроме него, он страдал от лимфомы Ходжкина, и ему тоже пересадили стволовые клетки крови от донора с мутантным рецептором CCR5.
За год, что прошёл после пересадки, уровень вируса опустился до незаметного и продолжает оставаться незаметным, несмотря на то, что пациент перестал принимать антиретровирусные препараты. Впрочем, хотя «лондонского пациента» все уже назвали вторым человеком, избавившимся от ВИЧ, сами авторы работы говорят, что пока ещё рано твёрдо утверждать что-либо, и за «лондонским пациентом» нужно ещё понаблюдать.
Увы, но массовым такой способ излечения вряд ли станет. Пересадку костного мозга назначают лишь в особых случаях онкологических заболеваний, а мутация, которая делает лимфоциты неприступными для вируса, слишком редка (около 1% населения), чтобы доноров хотя бы теоретически могло хватить на всех. Есть идеи насчёт того, чтобы методами генной инженерии модифицировать у людей ген рецептора. Кое-где такие идеи уже пытаются воплощать в жизнь: многие помнят недавний скандал с двумя генетическими модифицированными китайскими девочками, у которых попытались отключить ген CCR5, чтобы они не заразились вирусом от ВИЧ-положительных родителей.
6 марта 2019
Статьи по теме: