Торговцы бронзового века подделывали янтарь
Богатым покупателям, вероятно, подсовывали подделки и пять тысяч лет назад: иногда вместе с настоящими камнями, иногда просто так.
В эпоху бронзы жители Европы очень ценили янтарь. Этот камень, возможно, не только выполнял декоративные функции, но и имел какое-то символическое значение. Не исключено, что янтарь, как редкий и дорогой материал, был своего рода маркером социального статуса.
Сотрудники Севильского и Барселонского университетов заинтересовались несколькими бусинами и бисеринами из раскопок в Испании, которые внешне похожи на янтарные, но сделаны явно из другого материала. Их нашли в погребениях в Ла-Молине (две штуки, III тыс. до н.э.) и Кова-дель-Жеганте (четыре штуки, II тыс. до н.э.).
Находки исследовали с помощью спектроскопии, рентгеноструктурного анализа и электронного микроскопа. Как оказалось, каждая была сделана из раковины моллюска, которую потом покрыли несколькими слоями смолы, вероятнее всего, сосновой. Такое полупрозрачное покрытие придавало раковинам красновато-жёлтый цвет. В итоге бусины становились похожи на янтарные. Сосна – довольно распространённое дерево в Средиземноморье, и в том, что использовали именно его смолу, нет ничего удивительного. Интересно другое: зачем понадобилось прибегать к такой процедуре?
Тут может быть несколько трактовок. «Искусственный янтарь» могли делать, чтобы заменить «натуральный», по каким-то причинам недоступный. Кроме того, ракушка со смоляным покрытием могла быть «янтарём для бедных» – аналогом современной бижутерии. Но не исключено, что это просто подделки – торговцы выдавали дешёвые бусины за дорогие.
Исследователи склоняются к последней трактовке. Так, в Кова-дель-Жеганте «искусственный» янтарь нашли вместе с настоящим, да и другие находки из погребения довольно дорогие. Похоже, каких-то богатых «испанцев» бронзового века обманули: подсунули им подделки вместе с настоящими драгоценностями.
В Ла-Молине ситуация несколько менее очевидная: там не нашли никакого янтаря, кроме поддельного. Но другой погребальный инвентарь довольно богатый, что делает версию о «бижутерии» несостоятельной. Однако, кроме варианта «подделки», становится возможной и версия о дефиците настоящего янтаря. Но был ли дефицит?
Исследования показывают, что в III тыс. до н.э. янтарь ввозили с Сицилии. Интересно, что сицилийский камень встречается в Испании вместе с предметами из слоновой кости, – янтарь могли ввозить не напрямую из Сицилии, а через Северную Африку. Во II тыс. до н.э. сицилийские месторождения янтаря были исчерпаны, единственным его источником осталась Прибалтика, и нехватка «настоящего» янтаря должна была произойти именно в это время, а не в III тысячелетии до н.э. То есть, наиболее вероятное объяснение подделкам из Ла-Молине – это всё-таки намеренный обман покупателей.
Почему же в погребении II тысячелетия до н.э. (Кова-дель-Жегант), когда должен быть дефицит янтаря, изделия из него нашли, а в могиле III тысячелетия (Ла-Молине) – нет? Авторы статьи считают, что во втором случае использовали более ранние торговые маршруты (с остатками сицилийского камня) или это были предметы, которые люди второго тысячелетия нашли среди сооружений первого.
Но, кажется, объяснение может быть проще: если говорить в двух словах, то это ошибка выборки. «Подопытными» находками стали только шесть предметов, причём из III тыс. до н.э. – только два. С увеличением выборки тенденция может измениться. Чтобы проверить такую возможность, исследователи предлагают сравнительно несложные способы определения «искусственного» янтаря.
По материалам PLOS и ScienceDaily
15 мая 2019
Статьи по теме: