Свою идеальную любовь мы оцениваем по чужим критериям
Мы готовы к романтическим отношениям с человеком, даже если он не кажется идеальным партнёром для нас – лишь он был идеальным партнёром для кого-нибудь ещё.
У каждого – или почти у каждого – есть образ идеальной любви, идеального романтического партнёра. И в этом образе, кроме цвета глаз, цвета волос, роста и прочей внешности, есть и психологические качества. Для кого-то важно чувство юмора, для кого-то – практичность, для кого-то – ум и пр. Разные черты по-разному соединяются друг с другом, и кому-то соединение практичности и чувства юмора может показаться настолько идеальным, что даже и внешность не будет играть особой роли.
При этом кажется само собой разумеющимся, что у всех нас есть свои представления об идеальной любви. И привлекательность наших друзей, знакомых и просто посторонних людей мы оцениваем только в соответствии с нашими критериями идеала. Но оказывается, что мы готовы также высоко оценить человека, если его уже высоко оценил кто-то другой, причём оценил по своим критериям, не совпадающим с нашими.
Исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе пригласили несколько сотен добровольцев, чтобы те сообщили им три самых главных качества, которыми должен обладать идеальный партнёр. Затем они должны были оценить по этим трём качествам других людей, с которыми они были лично знакомы, и не просто оценить, но и указать, насколько их тянет к ним в романтическом смысле.
Как и ожидалось, романтическая тяга соответствовала тому, насколько у другого человека выражены три самых главных качества. Если кто-то из участников эксперимента считал, что главное в партнёре – привлекательность, любознательность и чувство юмора, то самые высокие романтические «очки» получал тот знакомый, кто был наиболее привлекательным, наиболее любознательным и с прекрасным чувством юмора.
Но тут была и вторая часть. Человеку, который оценивал своих знакомых, показывали, как тех же знакомых оценил кто-то другой в соответствии со своими критериями. И оказалось, что романтическая тяга к кому-либо зависит от чужих критериев идеала так же, как от наших собственных. Например, если Маша, для которой самыми главными качествами были привлекательность, чувство юмора и любознательность, узнавала, что одного общего знакомого высоко оценила Наташа, для которой важнее практичность, ум и, допустим, вдумчивая интровертность, то такой парень и для Маши становился вполне притягательным.
То есть получается так, что мы смотрим не на конкретные качества, а на то, насколько они ценятся другими людьми. Образно говоря, чемпион – он для кого угодно чемпион, независимо от вида спорта, в котором он специализируется. Подробно результаты исследований опубликованы в Journal of Experimental Social Psychology.
Конечно, есть и такие люди, которые долго и упорно ищут тот самый идеал, не обращая внимания ни на чьи мнения. И, возможно, они достойны высочайших похвал. Но, возможно, с сугубо практической (если не сказать – биологической) точки зрения всё-таки очень удачно, что мы способны перенимать чужие критерии в поисках партнёра – это сильно упрощает поиск личного счастья и жизнь вообще.
Кстати, тут можно вспомнить отчасти похожее по выводам исследование, о котором мы писали три года назад: тогда в журнале Psychological Science появилась статья, в которой говорилось, что люди, которые нам нравятся в реальности, не обязательно похожи на тех, о которых мы мечтаем наедине сами с собой.
9 июля 2020
Статьи по теме: