Каучук из подсолнуха
В центре "Биоинженерия" РАН выращена трансгенная пшеница, устойчивая к "черепашке", и начат проект по созданию генетически модифицированного подсолнечника, способного производить натуральный каучук.
Ученые Центра "Биоинженерия" приступили к созданию трансгенных растений третьего поколения: растений-фабрик, способных производить биополимеры, вакцины, горючие и смазочные материалы и т.д. Как сообщил на недавно прошедшем семинаре в Институте общей генетики РАН доктор биологических наук Александр Гапоненко, одна из потребностей сегодняшнего мирового рынка - натуральный каучук. Современный рынок натурального каучука оценивается в 10 млрд. долларов США (6 780 000 тонн).
Одно из основных препятствий быстрому созданию "каучуконосного" подсолнечника - недостаток фундаментальных знаний о функционировании генома высших растений. В частности, на сегодняшний день нет ясного понимания того, какие молекулы "включают" и "выключают" работу генов в ДНК растений. Поэтому одна из первоочередных задач, решением которой занялся сейчас коллектив лаборатории клеточной инженерии растений, - выяснение механизма синтеза генов-каучуконосов. Пока ученые работают над генетической трансформацией хлоропластов подсолнечника: безъядерных клеток, способных воспроизводить огромное число нужных генов (до 10 тысяч копий на одну клетку).
В лабораториях центра "Биоинженерия" не так давно была создана трансгенная пшеница, устойчивая к вредному клопу "черепашке". При поражении зерна этим вредителем пшеница плохо всходит. Для борьбы с этим вредным насекомым ученые решили поразить его систему пищеварения. Они выявили и ввели в клетки пшеницы ген, ответственный за синтез белка, блокирующего у черепашки выработку пищеварительных ферментов: амилазы и протеазы. По признанию А. Гапоненко, задача была не из легких, поскольку эти же пищеварительные ферменты есть и у человека, поэтому требовалось найти высокоспецифичный ген, не меняющий активность аналогичных "человеческих" ферментов. Сейчас пшеница, устойчивая к "черепашке", проходит полевые испытания.
4 мая 2005